Период ниспослания: Мекканский, как об этом сказал Ибн Аббас ﵁:

نزلت سورة ﴿والعصر﴾ بمكة

«Сура “аль-Аср” была ниспослана в Мекке».[1]

بِسْمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحْمَـٰنِ ٱلرَّحِيمِ 

«С именем Аллаха Милостивого, Милующего

وَٱلْعَصْرِ ١

1. «Клянусь временем

Сказал Ибн Аббас в толковании этого аята:

العصر ساعة من ساعات النهار

«(Это) час из дневных часов».[2]

То же самое говорил Катада.[3]

Муфассиры[4] указали на то, что под этим толкованием имеется в виду предвечернее время, то есть Всевышний и Всеблагой Господь поклялся в начале этой суры дневным временем суток, а именно концом дня, предвечерним временем, когда совершается молитва «Аср», и длится это время до захода солнца.[5] Ибн Аббас ﵁ говорил, что именно в это предвечернее время (с асра до магриба) мольбы не отвергаются Аллахом и получают ответ в пятничный день.[6]

Согласно другому толкованию, Господь ﷾ поклялся временем в общем, – это толкование передаётся от Ибн Аббаса, но с неустановленным иснадом.[7]

Время является очень ценным творением Аллаха, в течение которого происходят удивительные явления, и в течение которых человек совершает различные деяния. Но многие люди относятся беспечно к этой великой ценности, дарованной нам Аллахом. Они теряют своё время впустую, а значит губят свою жизнь и получают убыток. Но что ещё хуже — проводят время в грехах. Они используют эту милость не в покорности Аллаху, а в ослушании. Заняты тем, что не принесёт им пользы ни в этом мире, ни в жизни Вечной, просим у Аллаха защиты от этого порока… Об этом сказано в хадисе Ибн Аббаса:

نعمتان مغبون فيهما كثير من الناس:  الصحة والفراغ

«Две милости, относительно которых беспечны многие из людей: здоровье и свободное время».[8]

Ты можешь встретить человека, который целыми днями может сидеть перед телевизором, или в ютубе, или в социальных сетях и бесполезно проводить там своё драгоценное время и здоровье, относительно которых он будет спрошен в Судный День. Он тратит своё время, свою жизнь, на просмотр или чтение всякой бессмыслицы и даже запретного. Таковы беспечные и обделённые люди, обманутые и лишённые милостей Аллаха. Таковы те, кто находится в убытке и заблуждении.

Далее Всевышний и Всеблагой Аллах говорит:

إِنَّ ٱلْإِنسَـٰنَ لَفِى خُسْرٍ ٢

2. «Поистине, человек однозначно в убытке

В толковании этого аята Муджахид ﵀ сказал: «Каждый человек непременно находится в заблуждении, за исключением уверовавших».[9]

То есть под этим аятом имеются в виду все люди до единого, все потомки Адама непременно находятся в убытке и заблуждении, за исключением тех, кого исключил Сам Господь ﷾, сказав в следующем аяте:

إِلَّا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوا۟ وَعَمِلُوا۟ ٱلصَّـٰلِحَـٰتِ وَتَوَاصَوْا۟ بِٱلْحَقِّ وَتَوَاصَوْا۟ بِٱلصَّبْرِ ٣

3. «кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение

Сказал Муджахид ﵀:

إلا الذين صدّقوا الله ووحَّدوه، وأقرّوا له بالوحدانية والطاعة، وعملوا الصالحات، وأدّوا ما لزمهم من فرائضه، واجتنبوا ما نهاهم عنه من معاصيه

«(То есть) кроме тех, которые признали истинность Аллаха и поклонялись только Ему одному, не приобщая к Нему сотоварищей. Они провозглашали Единобожие и подчинение Ему, исполняли то, что им было велено из Его предписаний и сторонились того, что им было запрещено».[10]

Также Муджахид ﵀ сказал:

واستثنى الذين آمنوا من الإنسان، لأن الإنسان بمعنى الجمع، لا بمعنى الواحد

«Аллах исключил тех, которые уверовали, из (слова) “человек”, потому что “человек” (приходит) в смысле множественного, и имеются в виду все люди, а не (какой-то) один человек».[11]

«Кроме тех, которые уверовали (аману)» – в Аллаха и во всё то, во что уверовать велел Аллах ﷾ в Коране, как вера в ангелов, вера в ниспосланные Писания, вера в посланников и пророков Аллаха, вера в День Воскрешения и вера в то, что всё изначально предопределено Аллахом ﷾. И недостаточно лишь простое произношение слов веры. Слова обязательно должны подтверждаться делами. Ибн Аббас ﵁ передаёт, что когда к Пророку ﷺ прибыла делегация племени Абду ль-кайс, он сказал им:

أتدرون ما الإيمان بالله وحده ؟ قالوا :  الله ورسوله أعلم.  قال :  شهادة أن لا إله إلا الله، وأن محمدا رسول الله، وإقام الصلاة، وإيتاء الزكاة، وصيام رمضان، وأن تعطوا من المغنم الخمس

«Знаете ли вы, что такое вера в одного лишь Аллаха (аль-иману би-Ллях)?» Они ответили: «Аллах и Его Посланник знают лучше», и Пророк ﷺ cказал: «Это свидетельство о том, что нет Истинного бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, совершение (пятикратной) молитвы, выплата милостыни [закята], соблюдение поста в Рамадане и выделение вами пятой части военной добычи».[12]

Также из веры в Аллаха ﷾ и столпов Ислама – совершение умры и хаджа.[13] Это вера (иман), связанная с делами, и нет веры без дел. В этом хадисе Пророк ﷺ назвал верой совершение молитвы и другие дела. Сподвижники Пророка ﷺ и их последователи не разделяли между верой и делами. Ученик Ибн Аббаса ﵁ – Саид ибн Джубейр ﵀ сказал: «Не будет принято слово, кроме как с делом».[14] То же самое говорил Муджахид ﵀: «Вера – это слова и дела, увеличивается [за счёт подчинения Аллаху] и уменьшается [из-за грехов]».[15]

Вера включает в себя множество ответвлений, наивысшим из которых является свидетельство о том, что нет Истинного бога, кроме Аллаха ﷾, а наименьшим – устранение с дороги того, что причиняет вред прохожим. И стеснительность также из веры. Таким образом становится ясно, что вера — это то, что содержит в себе пять составляющих:

  1. Убеждение сердцем.
  2. Слова языком.
  3. Совершение праведных деяний органами тела.
  4. Вера увеличивается при подчинении Аллаху.
  5. Вера уменьшается при ослушании Аллаха.

В толковании Слов Аллаха ﷾ «Заповедали друг другу истину» от Ибн Аббаса ﵁ передаётся, что он сказал: «(То есть) Единобожие».[16]

То есть они провозглашали Единобожие во всех его видах и проявлениях, призывали себя и других к Единобожию, к тому, что поклонения и обожествления истинно достоин по праву только один лишь Аллах, у Которого нет сотоварищей, преславен Он и возвышен. Они говорили друг другу придерживаться Единобожия и делать всё исключительно ради Аллаха, потому что именно для этого они были созданы, как сказал Господь:

وَمَا خَلَقْتُ ٱلْجِنَّ وَٱلْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ ٥٦

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне».[17]

Ибн Аббас ﵁ говорил:

أحب لله، وأبغض لله، وعاد في الله، و وال في الله فإنه لا تنال ولاية الله إلا بذلك ولا يجد رجل طعم الإيمان و إن كثرت صلاته وصيامه حتى يكون كذلك. وقد صارت مؤاخاة الناس اليوم في أمر الدنيا. وذلك ما لا يجزى عن أهله شيئا يوم القيامة

«Люби ради Аллаха и ненавидь ради Аллаха, дружи ради Аллаха и враждуй (только) ради Аллаха, ибо, поистине, только за счёт этого ты можешь получить поддержку (и защиту) Аллаха ﷾. И не почувствует человек вкус веры, даже если многочисленны молитвы его и посты, пока он не будет (соответствовать) таким (принципам Единобожия). Сегодня же дружба людей стала (основываться) ради мирских благ, но это не принесёт им никакой (пользы) в День Воскрешения».[18]

В толковании Слов Аллаха ﷾ «Заповедали друг другу терпение» Хасан аль-Басри ﵀ сказал: «(То есть) терпение в подчинении Аллаху».[19]

Терпение является одним из величайших видов поклонения, посредством которого раб Аллаха может приблизиться к своему Господу, и неспроста наш Господь отдельно упомянул в этой благословенной суре именно терпение. С терпением в подчинении Аллаху и в оставлении грехов приходит помощь от Аллаха, как об этом сказано в хадисе Ибн Аббаса:

واعلم أن النصر مع الصبر

«Знай, что помощь приходит после терпения».[20]

А если человек проявит терпение при болезнях, то возданием ему будет не что иное как Райская Обитель. Ата ибн Аби Рабах ﵀ рассказывал:

 قال لي ابن عباس : ألا أريك امرأة من أهل الجنة ؟ قلت : بلى. قال : هذه المرأة السوداء، أتت النبي صلى الله عليه و آله وسلم، فقالت : إني أصرع، وإني أتكشف، فادع الله لي. قال : ” إن شئت صبرت ولك الجنة، وإن شئت دعوت الله أن يعافيك “. فقالت : أصبر. فقالت : إني أتكشف، فادع الله أن لا أتكشف. فدعا لها

«(Однажды) Ибн Аббас ﵁ сказал мне: “Показать ли тебе женщину из обитателей Рая?” Я ответил: “Да, конечно”. После чего Ибн Аббас ﵁ сказал: “Это (та) чёрная женщина. (Как-то раз) она пришла к Пророку ﷺ и сказала: “У меня бывают приступы безумства, из-за чего я обнажаюсь (когда лишаюсь рассудка). Обратись же к Аллаху с мольбой за меня”. Пророк ﷺ ответил: “Если хочешь, терпи, и тебе будет уготован Рай, а если хочешь, я обращусь к Аллаху с мольбой, чтобы Он исцелил тебя“, но она сказала: “Я буду терпеть”, после чего добавила: “[Вот только] я обнажаюсь (во время этих приступов), обратись же к Аллаху, чтобы я не обнажалась”, — и он обратился к Аллаху с мольбой за неё”».[21]

[1] Это мнение также большинства учёных. См. «ад-Дурр аль-мансур» хафиза ас-Суюты, т. № 8, с. 621; «Зад аль-масир фи ильм ат-тафсир» Ибн аль-Джаузи, 1586.

[2] Это толкование от Ибн Аббаса привёл Али ибн Аби Тальха в своём свитке. Его иснад является одним из самых надёжных и достоверных в тафсире от Ибн Аббаса. См. «Сахифа Али ибн Аби Тальха ан Ибн Аббас фи-т-тафсир», стр. № 538, в толковании суры «аль-Аср». Также его передал по пути Али имам Ибн Джарир ат-Табари в «Джами аль-баян», т. № 24, с. 612. Также его привёл имам Ибн аль-Мунзир, как об этом сказал хафиз ас-Суюты в «ад-Дурр аль-мансур», т. № 8, с. 622.

[3] См. «Тафсир аль-Куръан аль-азым» имама Ибн Аби Хатима, предание № 19 467. Также это толкование Катады привёл имам Абдурраззак в «Тафсире», № 3692.

[4] Муфассиры – т.е. толкователи Корана, из них хафиз Макки ибн Аби Талиб (умер в 437 г.х.), хафиз аль-Уахиди (ум в 468 г.х.), имам аль-Бугауи (ум. в 516 г.х.), хафиз аль-Куртуби (умер в 671 г.х.) и другие учёные. Все они указали в своих тафсирах на то, что под словами «(Это) час из дневных часов» имеется в виду предвечернее время.

[5]  См. «ат-Тафсир аль-басит» хафиза аль-Уахиди, т. № 24, с. 293.

[6] См. «Маусу’а фикх Ибн Аббас», т. № 1, с. 310. О том, что в пятницу есть особое время, когда Аллах отвечает на мольбы, говорится в достоверных хадисах Пророка, мир ему и благословение Аллаха. См. «Сахих аль-Бухари», хадис № 935; «Сахих Муслим», хадис № 852. Учёные разногласили относительно того, когда именно наступает это время, и Ибн Аббас считал, что это последние часы пятничного дня, как об этом передал от него имам Ибн Аби Шейба и другие учёные.

[7] «Тафсир ас-Са’ляби», в толковании суры «аль-Аср».

[8] См. «Сахих аль-Бухари», предание № 6412.

[9] См. «Тафсир аль-имам Муджахид», с. 747.

[10]   См. «Тафсир аль-имам Муджахид», с. 747. Это толкование Муджахида привёл также имам ат-Табари в «Джами аль-баян», т. № 24, с. 613-614.

[11] См. там же.

[12]  См. «Сахих аль-Бухари», хадис № 53. Имам аль-Бухари привёл это предание в главе «Выплата пятой части [от военной добычи] из веры».

[13]  См. «Сахих аль-Бухари», хадис № 8.

[14]  См. «Шарх усуль аль-и’тикад» имама Лялакаи, предание № 20.

[15]  См. «Шу’б аль-иман» хафиха аль-Байхакы, 1/78; «аль-Ибана» имама Ибн Батта, 2/859.

[16]  Как это передал хафиз аль-Куртуби от Ибн Аббаса по пути ад-Даххака. В его иснаде есть слабость, но смысл его правильный. См. «аль-Джами ли ахкам аль-Куръан», 22/467. То же самое говорил Ка’б: «Истина – это Аллах и вера в Него». См. «Тафсир аль-имам Муджахид», с. 747.

[17]  Священный Коран, сура «аз-Зарият», аят № 56.

[18] Это предание привели имамы Ибн аль-Мубарак в «Китаб аз-зухд», № 353; Ибн Аби Шейба в «аль-Мусаннаф» (без последнего предложения, с небольшим отличием), см. № 35 777, и Ибн Аби Дунья в «Китаб аль-ихван» (без последнего предложения, с небольшим отличием), см. № 22.

Сказал шейх Абдульазиз Ибн Баз ﵀, комментируя последнюю часть слов Ибн Аббаса ﵁: «Сегодня же дружба людей стала (основываться) ради мирских благ», —

هذا في زمانه في القرن الأول، فكيف بحالنا؟

«Это (ещё) в его времена [было сказано], в первую эпоху (Ислама), а каково́ же тогда наше положение?!» Сл. «Шарх Китаб ат-Таухид», 30. То есть что же тогда сказать о нашем времени, где участились неверие и грехи, где люди погрязли в многобожии и поглотила их мирская жизнь… Просим у Аллаха благополучия…

[19]  См. «Джами аль-баян» имама ат-Табари, т. № 24, с. 615. Также это толкование от Хасана аль-Басри привёл имам Абдурраззак в «Тафсире», № 3693.

[20]  См. «аль-Арбаун» хафиза ан-Навави, предание № 19. Похожий хадис передаёт в своём «Муснаде» Абд ибн Хумайд от Ибн Аббаса со слов Ата ибн Аби Рабаха (см. предание № 635).

[21] Это предание привёл имам аль-Бухари в «Сахихе», № 5652, также его передал имам Муслим, № 2576, с точно таким же текстом.