Период ниспослания: Мекканский[1].

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

 «С именем Аллаха Милостивого, Милующего

قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ ٱلنَّاسِ ١

مَلِكِ ٱلنَّاسِ ٢

إِلَـٰهِ ٱلنَّاسِ ٣

«Скажи: Обращаюсь за защитой к Господу людей, Царю людей, Богу людей»,

مِن شَرِّ ٱلْوَسْوَاسِ ٱلْخَنَّاسِ ٤

ٱلَّذِى يُوَسْوِسُ فِى صُدُورِ ٱلنَّاسِ ٥

«от зла внушающего, отступающего, который наущает в душах людей»,

Сказал Ибн Аббас ﵁ в тафсире этого аята:

الوسواس: الشيطان، يولد المولود والوسواس على قلبه، فهو يصرفه، فإذا ذكر الله عز وجل، خنس، وإذا غفل، جثم على قلبه فوسوس

«То есть от зла шайтана. Человек рождается с искусителем на своём сердце, который направляет его (к ослушанию Аллаха). Если он будет поминать Аллаха, всемогущ Он и превелик, то шайтан отступит (от него, оставив его в покое). Если же он проявит (в этом) небрежность, то шайтан прижмётся к его сердцу и станет внушать ему (всякие мерзости[2].

Также сказал Ибн Аббас ﵁:

ما من مولود يولد إلا على قلبه الوسواس، فإذا عقل فذَكر الله خَنس، وإذا غفل وسوس؛ فذلك قوله: ﴿الوَسْواسِ الخَنّاسِ﴾

«Ни один человек не рождается, кроме как с искусителем на его сердце. Если он будет поминать Аллаха, когда уразумеет, то шайтан отступит. Если же он проявит небрежность, то шайтан будет наущать его (покоряя его сознание). Об этом Слово Его: “…внушающего, отступающего”»[3].

Ибн Аббас ﵁ также говорил:

الشيطان جاثِمٌ على قلب ابن آدم، فإذا سها وغفل وسوس، وإذا ذَكر الله خَنس

«Шайтан прижимается к сердце сына Адама. Когда он забывает (об Аллахе) и проявляет небрежность (к Его поминанию), то шайтан внушает (ему дурное). Когда же он поминает Аллаха, шайтан отступает (уходит от него[4].

В другой версии предания, которую передаёт имам аль-Бухари в «Сахихе», сообщается, что Ибн Аббас ﵁ сказал:

 فإذا ذكر الله عز وجل ذهب، وإذا لم يذكر الله ثبت على قلبه

«Когда человек поминает Аллаха, всемогущ Он и превелик, шайтан уходит (от него), а когда человек не поминает Аллаха, то шайтан укрепляется (твёрдо остаётся) на его сердце»[5].

Таким образом, из тафсира Ибн Аббаса следует, что в этих благословенных аятах Всевышний Аллах повелевает нам искать защиты у Него, – Господа людей и всего сущего, Властителя и их истинного Бога, от всякого зла шайтана, который наущает скверное и внушает мерзости и грехи, направляя человека к ослушанию Всевышнего Аллаха и отводя его от поклонения Ему одному. И если раб Аллаха будет помнить об Аллахе и искренне поминать имя своего Господа, подчиняясь Его приказам и сторонясь Его запретов, то Всевышний Аллах защитит его от зла искусителя отступающего, который уходит при поминании Аллаха.

Абу Зумейль рассказывал:

سألت ابن عباس فقلت : ما شيء أجده في صدري ؟ قال : ما هو ؟ قلت : والله لا أتكلم به قال : فقال لي : أشيء من شك ؟ قال : وضحك قال : ما نجا من ذلك أحد… ثم قال لي : إذا وجدت في نفسك شيئا فقل : هو الأول والآخر والظاهر والباطن وهو بكل شيء عليم

«Однажды я сказал Ибн Аббасу: “Я чтото чувствую в своей душе. Что это может быть?” Он спросил: “Что ты чувствуешь?” Я ответил: “Клянусь Аллахом, я не могу говорить об этом“. Тогда он сказал: “Чтото из сомнения (от шайтана)?” После чего Ибн Аббас засмеялся и продолжил: “От этого [плохих мыслей от шайтана и его наущений] никто не спасся“. Затем Ибн Аббас сказал мне: “Если ты почувствуешь в своей душе чтото (из наущений), то скажи: ”Он [Аллах] — Первый [прежде Него не было никого] и Последний [после Него не будет ничего], Явный и Ближайший, и Он знает о всякой вещи!“*»[6].

*/ХýвальАýвалю уальахыру уазЗъáахиру уальБáатын. Уа Хýва бикýлли щейинАли́м/.

Также сам Ибн Аббас ﵁ рассказывал:

جاء رجل إلى النبي ﷺ فقال: يا رسول الله، إني أحدث نفسي بالشيء لأن أخر من السماء أحب إلي من أن أتكلم به. قال: فقال النبي ﷺ: الله أكبر الله أكبر، الحمد لله الذي رد كيده إلى الوسوسة

«К Пророку ﷺ пришёл человек и сказал: “О Посланник Аллаха, порой я говорю про себя в душе такие (скверные) вещи, что упасть с неба любимее для меня, чем сказать об этом вслух”.  На что Пророк ответил: “Аллах превелик, Аллах превелик, Аллах превелик! Хвала Аллаху, который обратил козни шайтана к наущению“»[7].

Далее Господь говорит:

مِنَ ٱلْجِنَّةِ وَٱلنَّاسِ ٦

6. «из джиннов и людей”».

То есть этот искуситель, который наущает в душах людей, направляя их к ослушанию Аллаха и оставлению поклонения Ему, бывает как из числа джиннов, так и из числа людей, как это приходит в другом аяте Корана: «Так Мы определили для каждого пророка враговшайтанов из числа людей и джиннов»[8].[9]

Сказал хафиз аль-Уахиди (ум. в 468 г.х.):

وقوله تعالى: ﴿مِنَ الْجِنَّةِ وَالنَّاسِ﴾ قال ابن عباس: أخبر الله عز وجل أنه من الجن، والإنس

«В (толковании) Слов Всевышнего: “…из джиннов и людейИбн Аббас говорил: “Аллах, всемогущ Он и превелик, сообщил, что шайтан бывает из числа джиннов и людей”»[10].

От Хасана аль-Басри ﵀ сообщается, что он сказал:

هما شيطانان، أما شيطان الجن فيوسوس في صدور الناس، وأما شيطان الإنس فيأتي علانية

«Это два (вида) шайтанов. Что касается шайтана из числа джиннов, то он наущает в душах людей (приходя к ним скрыто), а что касается шайтана из числа людей, то он приходит открыто (внушая дурное явно[11].

То же самое говорил Катада ﵀:

إن من الجن شياطين، وإن من الإنس شياطين، فتعوذ بالله من شياطين الإنس والجن

«Поистине, среди джиннов есть шайтаны и среди людей есть шайтаны, поэтому обращайтесь за защитой к Аллаху от шайтанов из числа людей и джиннов»[12].

Также Ибн Аббас ﵁ рассказывал:

كان النبي صلى الله عليه وآله وسلم يعوذ الحسن والحسين ويقول : إن أباكما كان يعوذ بها إسماعيل وإسحاق : أعوذ بكلمات الله التامة من كل شيطان وهامة ومن كل عين لامة

«Пророк обращался (к Аллаху) за защитой для [своих внуков] альХасана и альХусейна и говорил (им): “Поистине, ваш праотец [Ибрахим] обращался за защитой с этими (словами) для своих сыновей Исмаиля и Исхака: “Я обращаюсь за защитой к совершенным Словам Аллаха от всякого шайтана, ядовитой твари и дурного глаза“*»[13].

*/Аузу би кялимати Лляхиттамма мин кулли шайтан уа хамма уа мин куллиайнин лямма/.

Слова в Пророческом хадисе «от всякого шайтана» означают: от всех шайтанов, как из числа джиннов, так и шайтанов из числа людей, как об этом сказал хафиз Ибн Хаджар в разъяснении данного хадиса[14].

***

Хвала Аллаху, Господу миров, обращённая к Нему Одному прежде всякой вещи и в завершении всего! Совершенное же знание всего и вся принадлежит одному лишь Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Аллаха нашему Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам.

***

[1] См. «Сахифа Али ибн Аби Тальха ан Ибн Аббас фи-т-тафсир», с. 544. Это слово Ибн Аббаса передают от него также Муджахид по пути Хусайфа, Ата аль-Хурасани, Хасан аль-Басри и другие ученики Ибн Аббаса. См. «Даляиль ан-Нубувва» хафиза аль-Байхакы, 7/143-144; «Маусу’а ат-тафсир аль-маъсур», в толковании суры «ан-Нас». О том, что эта сура была ниспослана в Мекке, говорили также Икрима и Джабир, как об этом сказал хафиз Ибн аль-Джаузи в «Зад аль-масир», хафиз аль-Мауарди в «ан-Нукат уа ль-уюн» и другие толкователи Корана до них.

[2] См. «Тафсир аль-имам Муджахид», с. 762, в толковании суры «ан-Нас». Это предание приводится со слов Сулеймана ибн Михрана от Саида ибн Джубейра от Ибн Аббаса. Такое же толкование к этому аяту дал Муджахид. См. «ат-Тафсир ас-сахих» доктора Хикмата, т. № 4, с. 684.

[3] Это предание привёл имам аль-Хаким со слов Суфьяна ас-Саури от Хакима ибн Джубейра от Саида ибн Джубейра от Ибн Аббаса, после чего сказал: «Достоверный хадис согласно условиям двух шейхов [аль-Бухари и Муслима], но они не привели его». Так же считал имам аз-Захаби. См. «аль-Мустадрак аля ас-сахихейн», т. № 2, с 590. Также его передали с небольшим отличием в тексте имам ат-Табари в «Джами аль-баян», т. № 24, с. 753-754; и имам Абдурраззак в «Тафсире», т. № 3, с. 478, предание № 3750. Также его передали Ибн Аби Дунья, Ибн аль-Мунзир, Ибн Мардауайх, аль-Байхакы и ад-Дыя, как об этом сказал хафиз ас-Суюты в «ад-Дурр аль-мансур», т. № 8, с. 694.

[4] Это предание привёл имам ат-Табари со слов Мансура от Саида от Ибн Аббаса. Также его передал хафиз аль-Уахиди в «ат-Тафсир аль-басит», т. № 24, с. 470. Также его передали хафиз Ибн Хаджар в «ат-Тагълик», имам Ибн Аби Шейба и хафиз ад-Дыя в «аль-Мухтара», как об этом сказал доктор Абдуллах ибн Абдульмухсин ат-Турки, мухаккык «Тафсира ат-Табари». См. «Джами аль-баян» имама ат-Табари, т. № 24, с. 754. Также его передал хафиз Ибн Мардауайх, как об этом сказал хафиз ас-Суюты в «ад-Дурр аль-мансур», т. № 8, с. 694.

[5] Это предание привёл имам аль-Бухари в своём «Сахихе» без упоминания иснада. См. «Сахих аль-Бухари», глава «Китаб ат-тафсир», в толковании суры «ан-Нас». См. также «Тафсир Ибн Аббас уа марвиятуху фи-т-тафсир» доктора Абдульазиза аль-Хумейди, с. 1001.

[6] Это предание привёл имам Абу Дауд в «Сунане», предание № 5110, в главе «Отведение наущений (васваса)». Шейх аль-Альбани подтвердил его достоверность в «Сахих ат-таргыб», предание № 1614.

[7] Этот хадис привели имам Абу Дауд в «Сунане», № 5112, в главе «Отведение наущений (васваса)»; имам Ахмад в «Муснаде», № 2097; имам ан-Насаи в «Сунан аль-кубра», № 10 503, и другие. Шейх аль-Альбани подтвердил его достоверность в «Сахих Аби Дауд», предание № 5112.

[8] Священный Коран, сура «аль-Ан’ам», аят 112.

[9] См. «Тафсир Ибн Аббас уа марвиятуху фи-т-тафсир» доктора аль-Хумейди, с. 1003.

[10] См. «ат-Тафсир аль-басит» хафиза аль-Уахиди, т. № 24, с. 470. Хафиз привёл это толкование от Ибн Аббаса без упоминания какого-либо иснада, и я не нашёл его первоисточника в более древних книгах имамов по тафсиру.

[11] См. «Бахр аль-улюм» хафиза Абу аль-Лейса (ум. в 375 г.х.), т. № 3, с. 528-529. Это предание от Хасана аль-Басри приводит также хафиз аль-Куртуби в «аль-Джами ли ахкам аль-Куръан», т. № 22, с. 583.

[12] См. «Тафсир Абдурраззак», т. № 3, с. 478, предание № 3749. Это толкование Катады упомянул также хафиз ас-Суюты в «ад-Дурр», сказав: «Его передали Абдурраззак и Ибн аль-Мунзир». См. «ад-Дурр аль-мансур», т. № 8, c. 695. Из более поздних учёных его привели в своих «Тафсирах» хафиз аль-Мауарди (ум. в 450 г.х.) и хафиз аль-Куртуби (ум. в 671 г.х.). См. «ан-Нукат уа ль-уюн» хафиза аль-Мауарди, т. № 6, с. 379; «аль-Джами ли ахкам аль-Куръан» хафиза аль-Куртуби, т. № 22, с. 583.

[13] См. «Сахих аль-Бухари», предание № 3371. Похожий хадис приводят в «Сунан» имамы Абу Дауд, № 4737; ат-Тирмизи, № 2060; и Ибн Маджах, № 3525.

[14] См. «Фатх аль-Бари би-шарх Сахих аль-Бухари» аль-хафиза Ибн Хаджара аль-Аскаляни, при разъяснении хадиса № 3371 из «Сахиха» имама аль-Бухари.