Что касается его матери, то её звали Любаба Умм аль-Фадль дочь аль-Хариса, да пребудет над ней довольство Аллаха. Она была сестрой матери правоверных – Маймуны, жены Пророка , и являлась тётей Халида ибн аль-Уалида . Благородная мать Абдуллаха ибн Аббаса была второй по счёту женщиной, которая уверовала в Аллаха , она приняла Ислам в числе самых первых, сразу после матери правоверных – Хадиджы[1].

Указывая на великое достоинство Любабы  и её сестёр, Посланник Аллаха  говорил:

الأخوات المؤمنات أربع: ابنة الحارث زوج النبي، و أم الفضل ابنة الحارث أم ابن عباس ، و سلمى ابنة الحارث امرأة حمزة بن عبد المطلب ، و أختهن لأمهن أسماء بنت عميس الخثعمية

«Верующих сестёр четыре: дочь аль-Хариса[2] и жена Пророка; Умм аль-Фадль дочь аль-Хариса и мать Ибн Аббаса; Сальма дочь аль-Хариса и жена Хамзы ибн Абдульмутталиба; и их сестра по матери Асма дочь Умайса аль-Хас’амийя»[3].

Безусловно, в этом пророческом хадисе содержится указание на почёт и достоинство этих великих женщин, так как сам Пророк  засвидетельствовал об их вере.

Мать является первой школой для её дитя, и если она будет верующей и праведной, то основа такова, что и её ребёнок будет праведным. Материнское воспитание в свете Корана и Сунны и забота о духовной составляющей ребёнка играют огромную роль в формировании личности, и яркий пример этому Абдуллах Ибн Аббас…

Ибн Аббас сильно любил свою мать и уважал её, должным образом выполняя её великие права на него. Он был благодарным и послушным сыном, который искал довольство матери и проявлял к ней благочестие. Ведь в этом довольство Самого Аллаха. Ибн Аббас даже сказал:

لا أعلم عملا أقرب إلى الله عز وجل من بر الوالدة

«Я не знаю (такого) деяния, которое приближало бы к Аллаху больше, чем благочестие к матери»[4].

Абдуллах Ибн Аббас был благочестивым сыном и прекрасным образом выполнял права родителей, как своей матери, так и отца. Он добивался их довольства любыми дозволенными путями, так как знал, что их довольство – это довольство Самого Аллаха. Имам аль-Бухари передаёт, что Ибн Аббас  говорил:

ما من مسلم له والدان مسلمان يصبح إليهما محتسبا إلا فتح له اللَّه بابين – يعنى من الجنة – و إن كان واحد فواحد و إن أغضب أحدهما لم يرض اللَّه عنه حتى يرضى عنه. قيل: و إن ظلماه؟ قال: و إن ظلماه

«Каждому мусульманину, у которого оба родителя мусульмане, и он относится к ним почтительно [добивается их довольства], Аллах непременно открывает ему две двери Райской Обители, а если у него [в живых] один родитель, то одну (дверь). Если он разгневает одного из них, то Аллах не будет доволен им, пока этот родитель не будет доволен им». Его спросили: «Даже если это они обидели его?» Ибн Аббас ответил: «Даже если это они обидели его»[5].

Среди значимых хадисов, который сохранила для нас мать Ибн Аббаса – Любаба, да пребудет над ними довольство Аллаха, хотелось бы упомянуть следующий:

أن النبي صلى الله عليه و على آله و سلم دخل على العباس و هو يشتكي فتمنى الموت، فقال: يا عباس عم رسول الله، لا تتمن الموت، إن كنت محسنا تزداد إحسانا إلى إحسانك خير لك، و إن كنت مسيئا فأن تؤخر تستعتب من إساءتك خير لك، لا تتمن الموت

Любаба  рассказывала: «Однажды Пророк (мир и благословение Аллаха ему и его семье) вошёл к Аббасу, который болел так, что желал умереть, и сказал: “О Аббас, дядя посланника Аллаха! Не желай (себе) смерти! Если ты был творящим добро, то прибавить благодеяние к тому благу, что у тебя есть, лучше для тебя. Если же ты совершил дурное, то ведь если кончина будет отсрочена, и ты начнёшь искать довольство (Аллаха) после дурного, это (будет) лучше для тебя. Не желай (себе) смерти!”»[6]

Не желай себе смерти, будь творящим добро и приближайся к Аллаху, совершая благочестивые дела, наилучшим из которых является благочестие к матери…

[1] См. «Сияр а’лям ан-нубаля» имама аз-Захаби, том № 3, стр. № 440.

[2] Речь идёт о матери правоверных – Маймуне .

[3] Этот хадис привёл имам ат-Тахауи в «Шарх мушкиль аль-асар», № 4868. Шейх Мукбиль подтвердил его достоверность. См. «Сахих аль-муснад», предание № 698.

[4] См. «Адаб аль-муфрад» имама аль-Бухари, предание № 4. Шейх аль-Альбани подтвердил его достоверность. См. «Сахих адаб аль-муфрад», стр. 34, глава 2.

[5] См. «Адаб аль-муфрад» имама аль-Бухари, глава «Благочестие к родителям, даже если они не правы», предание № 7. Шейх аль-Альбани счёл иснад этого предания слабым, но смысл его правильный и подтверждается достоверными хадисами. То есть, даже если они были не правы, то всё равно необходимо проявлять благочестие к родителям и добиваться их довольства, тушить их гнев и вести себя с ними достойно. Даже если они притеснили его, поступили с ним несправедливо и сильно обидели его, то это не даёт ему права даже повышать на них тон, не говоря уже о том, чтобы поступать с ними также. В этом предании речь идёт о мирских вопросах, а не о религии, и если родители велят ослушаться Аллаха, то нельзя им подчиняться. И в таком случае их гнев никак не навредит ему, но даже в подобных ситуациях необходимо обращаться с ними почтительно и уважительно. Мусульманину следует мягко и мудро объяснять им, если они в чём-то не правы.

[6] Это предание привели имамы Ахмад, аль-Хаким и другие. Шейх аль-Альбани подтвердил его достоверность. См. «Сахих ат-таргыб», № 3368.