Абдуллах аль-Бахр ибн Аббас, да пребудет над ним милость и довольство Всевышнего, особо отличался от других своим аскетизмом, поклонением и желанием приблизиться к Господу миров.
От Саида ﵀ сообщается, что он сказал:
كنت عند ابن عباس ، فجاءه رجل، فقال: يا ابن عباس! كيف صومك؟ قال [ابن عباس، رضي الله عنهما] أصوم الاثنين و الخميس. قال: و لم? قال: لأن الأعمال ترفع فيهما ، فأحب أن يرفع عملي و أنا صائم.
«(Однажды) я был у Ибн Аббаса, и к нему пришёл человек со словами: “О Ибн Аббас, каков твой пост [как ты постишься]?” Он ответил: “Я соблюдаю пост в понедельник и в четверг”. Тот спросил: “Почему (именно эти дни)?” Ибн Аббас ответил: “Потому что деяния возносятся (к Аллаху) в эти дни, и я хочу, чтобы мои деяния возносились в то время, когда я пощусь”»[1].
…я хочу, чтобы мои деяния возносились в то время, когда я пощусь… Какой прекрасный ответ, какое возвышенное желание… Этот человек стремился к Аллаху, его заботой и целью было лишь довольство Аллаха. Ибн Аббас часто постился, тем самым отказываясь от жизненных удовольствий: от еды, питья и половой близости со своими жёнами. А по ночам он падал ниц пред Всевышним, совершая свои молитвы, он читал в них Коран и так часто плакал, что слёзы оставляли следы на его благородных щеках. Абу Раджа ﵀ рассказывал:
رأيت ابن عباس و أسفل من عينيه مثل الشراك البالي من البكاء
«Я видел под глазами (на щеках) Ибн Аббаса ﵁ следы от (частого) плача»[2].
То есть он так часто плакал от страха пред Аллахом ﷾, что аж его слёзы проделали борозды на его щеках, ведь он читал Коран, понимая его смыслы и боясь наказания Аллаха, в то же время надеясь на Его милость. Ибн Аби Мулейка ﵀ вспоминает:
صحبت ابن عباس من مكة إلى المدينة و من المدينة إلى مكة فكان يصلي ركعتين ركعتين فإذا نزل قام ينتظر الليل فيرتل القرآن حرفا حرفا و يكثر من النشيج، النحيب، البكاء، و يقرأ: و جاءت سكرة الموت بالحق ذلك ما كنت منه تحيد
«Я сопровождал Ибн Аббаса из Мекки в Медину, а затем (обратно) из Медины в Мекку. (В пути) он совершал молитвы по два ракаата, а когда он остановился, то стал ожидать ночь. Затем он начал вдумчиво читать Коран и сильно плакать. Он плакал, читая (аят из суры «Каф»): “…и придёт агония смерти с истиной! Это то, чего ты избегал”»[3].
Ибн Аббас говорил:
وضحكك وأنت لا تدرى ما الله صانع بك
«Ты смеёшься, и при этом ты даже не знаешь, что сделает с тобой Аллах»[4].
Ибн Бурайда ﵀ рассказывал:
رأيت ابن عباس آخذا بلسانه و هو يقول: ويحك قل خيرا تغنم أو اسكت عن شر تسلم و إلا فاعلم أنك ستندم
«Однажды я увидел, как Ибн Аббас взялся за свой язык и сказал: “Горе тебе, говори же благое и останешься в выигрыше либо молчи о плохом и спасёшься, а иначе знай, что будешь сожалеть”»[5].
Таким был учёный Ибн Аббас ﵁. Он был из числа истинно верующих, был очень скромным и простым, унижал себя в поисках знания, точно в такой же степени возвышал и возвеличивал учёных.
Однажды, когда Зейд ибн Сабит ﵁ – писец Корана, великий учёный Медины, собираясь в путь, взбирался на своё верховое животное, Абдуллах ибн Аббас ﵁ стоял перед ним, как слуга, держа стремя и поводья. Этот случай так вспоминает имам аш-Ша’би ﵀:
ركب زيد بن ثابت فأخذ ابن عباس بركابه فقال لا تفعل يا ابن عم رسول الله قال هكذا أمرنا أن نفعل بعلمائنا فقال له زيد أرنى يديك فأخرج يديه فقبلهما و قال هكذا أمرنا أن نفعل بأهل بيت نبينا
— (Увидев это) Зейд сказал Ибн Аббасу: «Нет, не делай этого, о сын дяди посланника Аллаха!»
— На что Ибн Аббас возразил: «Так нам было велено обращаться с учёными».
— Зейд попросил: «Дай мне свои руки».
— Ибн Аббас подал ему свои руки, и тот поцеловал их и сказал: «Так нам было велено обращаться с семейством нашего Пророка»[6].
Ибн Аббас говорил:
اذكر أخاك في غيبته بما تحب أن يذكرك به ودعه مما تحب أن يدعك منه
«Упоминай брата своего в его отсутствие только то, что ты сам хочешь, чтобы он упоминал о тебе; и не говори о нём того, чего ты сам не хотел бы, чтобы он говорил о тебе»[7].
Говорят, Ибн Аббас ﵁ был настолько скромным и стеснительным, что даже заходя в баню, он плотно прикрывал свои интимные места. От Икримы ﵀ сообщается, что Ибн Аббас заходил туда только один и при этом говорил:
إني لأستحى [من] الله أن يرانى متجردا في الحمام
«Я стесняюсь, что Аллах увидит меня голым»[8].
Сказал Суфьян ибн Уейна ﵀:
لم يدرك مثل ابن عباس في زمانه
«Ибн Аббасу не было подобного в его время»[9].
[1] См. «ат-Табакат» имама Ибн Са’да, т. 6, с. 335. Это предание приводит также имам аз-Захаби в «Сияр а’лям ан-нубаля», 3/352, и другие учёные.
[2] См. «ат-Табакат» Ибн Са’да, 6/335; «ас-Сияр» аз-Захаби, 3/352. То же самое передаёт Ибн Асакир от Шу’айба ибн Дирхама. См. «Тарих Димашк», 12/314.
[3] Это предание привёл Ибн Асакир в «Тарих Димашк», 12/314; а также Ибн Касир в «аль-Бидая уа ан-нихая», т. 8, с. 303; Абу Ну’айм в «аль-Хилья», т. 1, с. 327; аз-Захаби в «ас-Сияр», т. 3, с. 352, и другие.
[4] См. «аль-Хилья» Абу Нуайма, 1/324.
[5] См. «Тарих Димашк» Ибн Асакира, 12/326.
[6] См. «аль-Бидая уа ан-нихая» хафиза Ибн Касира, т. 8, с. 301. Этот случай передаётся также от Муджахида. См. «Ансаб аль-ашраф» имама Ахмада аль-Балязури, т. 4, с. 61.
[7] См. «Ансаб аль-ашраф» Ахмада аль-Балязури, 4/60.
[8] См. «ат-Табакат» Ибн Са’да, т. 6, с. 342.
[9] См. «Сияр а’лям ан-нубаля» имама аз-Захаби, т. 3, с. 352.