Период ниспослания: Мекканский, как сказал Ибн Аббас ﵁:

أنزلت ﴿تبت يدا أبي لهب﴾ بمكة

«СураДа пропадут пропадом руки Абу Ляхабабыла ниспослана в Мекке».1

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

«С именем Аллаха Милостивого, Милующего

تَبَّتْ يَدَآ أَبِى لَهَبٍۢ وَتَبَّ ١

1. «Да пропадут пропадом руки Абу Ляхаба, и сам он пропал!»

Абу Ляхаб – прозвище дяди Пророка Мухаммада . Он не уверовал в него и умер в неверии, как об этом сказал Ибн Аббас:

ما كان أبو لهب إلا من كفار قريش

«Абу Ляхаб [дядя Пророкаﷺ] был не кем иным, как одним из неверующих курайшитов».2

Ибн Аббас ﵁ рассказывал:

لما نزلت ﴿ وأنذر عشيرتك الأقربين﴾ صعد النبي صلى الله عليه و على آله وسلم على الصفا فجعل ينادي يا بني فهر، يا بني عدي لبطون قريش حتى اجتمعوا فجعل الرجل إذا لم يستطع أن يخرج أرسل رسولا لينظر ما هو فجاء أبو لهب وقريش فقال أرأيتكم لو أخبرتكم أن خيلا بالوادي تريد أن تغير عليكم، أكنتم مصدقي؟ قالوا نعم ما جربنا عليك إلا صدقا قال فإني نذير لكم بين يدي عذاب شديد فقال أبو لهب تبا لك سائر اليوم ألهذا جمعتنا؟ فنزلت﴿تبت يدا أبي لهب﴾.ب

«Когда был ниспослан аят: “Предостереги своих ближайших родственников”,3 Пророк  поднялся на холм асСафа и стал возглашать: “О потомки Фихра! О потомки Ади!” Он звал так все семейства курайшитов, пока они не собрались вместе. Если ктото из них не мог выйти, то он отправлял вместо себя посланца, чтобы посмотреть, что случилось. Пришёл также и Абу Ляхаб, и остальные курайшиты, и Пророк ﷺ сказал: “Если я сообщу вам, что за этим холмом вражеская конница, которая хочет напасть на вас, поверите ли вы мне?” Они ответили: “Да, мы никогда не слышали от тебя ничего, кроме правды”.4 Тогда онсказал: “Так (знайте же, что) поистине, я увещеватель (посланный) к вам, чтобы предостеречь вас от сурового наказания!” (Услышав это) Абу Ляхаб сказал: “Да пропадёшь ты пропадом! Для этого что ли ты собрал нас!?” И тогда была ниспослана (сура): “Да пропадут пропадом руки Абу Ляхаба, и сам он пропал!”».5

Таким образом причиной ниспослания данной суры стал Абу Ляхаб – один из четырёх дядей Пророка по отцу, которых он застал при жизни. Из них приняли Ислам двое: Аббас ﵁ и Хамза ﵁. Остальные двое – Абу Ляхаб и Абу Талиб остались на своём неверии. В отличие от Абу Талиба (который поддерживал Пророка и защищал его) Абу Ляхаб враждовал с Пророком и всячески проявлял к нему свою ненависть. Мусульмане так-же ненавидели его за его неверие и вражду с Пророком .

Упоминая Абу Ляхаба, Ибн Аббас ﵁ проклинал его, говоря:

قال أبو لهب عليه لعنة الله للنبي

«Абу Ляхаб, да пребудет над ним проклятие Аллаха, говорил Пророку…».6

В разъяснении слов «Да пропадут пропадом руки Абу Ляхаба» из разбираемого нами аята, Муджахид ﵀ говорил: «То есть да лишится он всех благ7 От Ибн Аббаса ﵁ передаётся, что он истолковал: «(Да лишится он) Единобожия».Единобожие – правильная вера в Аллаха, которой Аллах одаряет Своих любимых рабов, является самой великой из всех благ в этом мире. Общий смысл слов Ибн Аббаса ﵁ и его ученика Муджахида ﵀ в том, что Абу Ляхаб понёс великий урон, его постигли погибель и лишение всех благ, величайшим и самым ценным из которых является Единобожие.9

Да лишится Абу Ляхаб всех благ, как малых, так и великих, и да будет он несчастен за то, что он обижал Пророка и враждовал с ним! Эта сура удивительна, ведь это проклятие Абу Ляхабу осуществилось. Сура содержит в себе неопровержимое доказательство того, что она ниспослана Аллахом, Знающим сокровенное и явное. Эта участь Абу Ляхаба была известна Всевышнему Господу изначально, до сотворения небес и земли, и Он, Преславный, предопределил ему такую судьбу по Своей мудрости и справедливости.

Ибн Аббас ﵁ сказал:

لما خلق الله عز وجل القلم قال له اكتب ما هو كائن وكان فيما كتب ﴿تبت يدا أبي لهب﴾ب

«Когда Всемогущий и Величественный Аллах сотворил письменную трость, Он сказал ей: “Пиши всё, что будет [до Дня воскрешения]”, и уже тогда было записано: “Да пропадут пропадом руки Абу Ляхаба”».10

Мансур ﵀ рассказывал:

سئل الحسن عن قوله تعالى ﴿ تبت يدا أبي لهب﴾ هلكانفيأمالكتاب؟وهلكانأبو

لهب يستطيع ألا يصلى النار؟ فقال: والله ما كان يستطيع ألا يصلاها، وإنها لفي كتاب الله من قبل أن يخلق أبو لهب وأبواه

«Хасана альБасри (ученика Ибн Аббаса) спросили относительно аята: “Да пропадут пропадом руки Абу Ляхаба”, – “Было ли это (записано) в Матери Писания? И мог бы он не попасть в Огонь?” На что он ответил: “Клянусь Аллахом, он не мог бы не попасть в него. Это было в Книге Аллаха ещё до того, как Аллах сотворил Абу Ляхаба и его родителей”».11

Это чудо, дарованное Аллахом Своему Пророку в подтверждение истинности его пророчества. Разве люди знали, что Абу Ляхаб до конца своих дней будет враждовать с Пророком и умрёт неверующим? Никто, кроме Аллаха, не знал, что Абу Ляхаб не исправится и умрёт, так и не приняв Ислам. После ниспослания этой суры Абу Ляхаб прожил ещё целых 10 лет.

Хотя были люди, которые как Абу Ляхаб, вначале враждовали с Пророком , ненавидели его и утверждали, что никогда в жизни не примут Ислам, но спустя время Премудрый и Всезнающий Аллах перевернул их сердца, раскрыл их души, и они приняли Ислам, как например, Умар ибн аль-Хаттаб ﵁. Но как мы видим, Господь открыл Пророку , ниспослав ему суру из Матери Писания, что Абу Ляхаб до конца своих дней будет враждовать с Пророком и умрёт неверным.

Предопределённое свершилось. Мы веруем в это, так как вера в предопределение является одним из столпов Единобожия.

Ибн Аббас ﵁ говорил:

القدر نظام التوحيد فمن وحد اللَّه و آمن بالقدر تم توحيده و من وحد اللَّه و كذب بالقدر نقض تكذيبه توحيده

«Вера в предопределениеэто столп Единобожия, поэтому кто поклоняется одному лишь Аллаху и верит в предопределение, того единобожие полноценно [и он исповедует веру правильно]. А кто поклоняется одному лишь Аллаху, но при этом не верит в предопределение, того единобожие разрушается его неверием [такой человек разорвал своё единобожие]».12

Далее Всевышний и Всеблагой Аллах говорит:

مَآ أَغْنَىٰ عَنْهُ مَالُهُۥ وَمَا كَسَبَ ٢

2. «Не поможет ему [Абу Ляхабу] его богатство и то, что он приобрёл».

 

Сказал Ибн Аббас ﵁:

ب﴿ و ما كسب ﴾  يعني ولده

«“То, что он приобрёл”, то есть его дети».13

То же самое толкование пришло от Муджахида ﵀14, Ата ﵀15, Хасана аль-Басри ﵀16 и других учеников Ибн Аббаса ﵁.

Абу Туфейль ﵁ рассказывал:

كنت عند ابن عباس يوما فجاء بنو أبي لهب يختصمون إليه في شيء بينهم فاقتتلوا عنده في البيت فقام يحجز بينهم فدفعه بعضهم فوقع على الفراش فغضب ابن عباس فقال: أخرجوا عنى الكسب الخبيث ﴿ما أغنى عنه ماله و ما كسب﴾ يعنى ولده

«Однажды я был у Ибн Аббаса, и к нему пришли дети Абу Ляхаба и начали в чёмто препираться между собой. Затем они стали драться друг с другом прямо в его доме, и тогда Ибн Аббас встал, чтобы разнять их. Один из сыновей Абу Ляхаба толкнул Ибн Аббаса так, что он упал на постель, после чего Ибн Аббас разгневался и сказал: “Выведите отсюда это мерзкое приобретение!”, а затем прочёл (аят из суры «альМасад»): “Не поможет ему его богатство и то, что он приобрёл!”, имея в виду детей Абу Ляхаба».17

Хафиз аль-Куртуби утверждает, что Ибн Аббас ﵁ сказал:

لما أنذر رسول الله صلى الله عليه و على آله و سلم عشيرته بالنار قال أبو لهب إن كان ما يقول ابن أخي حقا فإني أفدي نفسي بمالى و ولدي فنزل ﴿ ما أغنى عنه ماله و ما كسب﴾ب

«Когда Посланник Аллаха ﷺ предостерегал своих родственников от Огня, Абу Ляхаб сказал: “Если то, что говорит сын моего брата, является истиной, то я выкуплю себя своими деньгами и своими детьми”, после чего было ниспослано: “Не поможет ему его богатство и то, что он приобрёл”».18

Смысл аята в том, что Абу Ляхабу не поможет спастись от наказания Аллаха ни его накопленное имущество, ни его дети.

Они никак не смогут уберечь его от Геенны, да убережёт нас Аллах. Поэтому далее Всевышний сказал:

سَيَصْلَىٰ نَارًۭا ذَاتَ لَهَبٍۢ ٣

3. «Он будет гореть в Огне с пламенем!» 

Как уже было сказано ранее, Всевышний Аллах внушил Своему Пророку , что Абу Ляхаб не примет Ислам и непременно будет гореть в Адском Огне с пламенем. Таким образом Аллах предсказал, что он умрёт неверующим. И действительно, всё произошло именно так, как об этом сказал Аллах. Эта сура была ниспослана ещё до смерти Абу Ляхаба и его жены, когда они были ещё живы, и люди читали и слышали эти аяты. Разве это не заставляет нас задуматься? Сколько из нас при чтении какого-либо аята, в частности этого разбираемого аята, останавливаются и размышляют над ним? Поистине, это великий аят, свидетельствующий об истинности Корана и Сунны.

Всевышний Аллах сказал:

أَفَلَا يَتَدَبَّرُونَ ٱلْقُرْءَانَ أَمْ عَلَىٰ قُلُوبٍ أَقْفَالُهَآ ٢٤

«Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах замки19

Абу Джамра рассказывал:

قلت لابن عباس عليه السلام إني لأقرأ القرآن في ليلة مرة أو مرتين فقال ابن عباس لأن لا أقرأ إلا سورة واحدة أحب إلي من أن أصنع ذلك فإن كنت لابد فاعلا فاقرأ قراءة تسمع أذنيك و توعيه قلبك

«Я сказал Ибн Аббасу: “Я прочитываю Коран полностью один или два раза в течение ночи”. На что Ибн Аббас ответил: “Прочитать всего лишь одну суру за ночь любимее для меня, чем делать то, что ты делаешь. Читай Коран [размышляя над ним] так, чтобы его слышали твои уши и понимало твоё сердце”».20

Далее Всевышний и Всеблагой Аллах говорит:

وَٱمْرَأَتُهُۥ حَمَّالَةَ ٱلْحَطَبِ ٤

4. «и его жена [тоже будет гореть в Огне], (она) носительница дров».

Сказал Муджахид ﵀:

و﴿ و امرأته حمالة الحطب﴾ يعني حمالة النميمة تمشي بالنميمة

«“Носительница дров”, то есть носительница сплетен, она разносила сплетни».21

Такое же толкование передаётся от Хасана аль-Басри ﵀22, Икримы ﵀23 и от самого Ибн Аббаса ﵁.24

То есть несчастная жена Абу Ляхаба распространяла клевету в адрес Пророка среди курайшитов и изо всех сил старалась причинить ему вред. Таким образом она тоже враждовала с Посланником Аллаха ,, помогая своему мужу. Скверная жена скверного мужа. Она возбуждала вражду между людьми подобно тому, как дровами разжигают огонь. Своими сплетнями она разжигала огонь вражды и ненависти. Так, например, когда человек настраивает людей против друг друга, арабы говорят: «Он подкидывает дрова против него». На русском же говорят: «Подливает масло в огонь» и «подбрасывает дрова в костёр».

Поэтому она получила соответствующее и справедливое воздаяние. Она будет гореть в Пламенном Огне вместе со своим мужем Абу Ляхабом, несмотря на то, что у них было и многочисленное богатство, и большой авторитет среди людей, и дети, и внешность. Но чем же помогло им накопленное им имущество и то, что они приобрели?! Её называли Умм Джамиль бинт Харб25, что в переводе значит: мать красивого (умм джамиль). Что касается Абу Ляхаба, то Хасан аль-Басри ﵀ говорил:

إنما سمي أبا لهب من حسنه

«Он был прозванАбу Ляхабизза своего красивого лица».26

О том, что Абу Ляхаб был настолько красивым, что его лицо пылало красотой, упоминается и от самого Ибн Аббаса ﵁.27

Значит это было его прозвищем, а имя его – Абдульузза ибн Абдульмутталиб. Ляхаб – означает “пламя”, “сияние”, “свет”. Его лицо было красивым, оно сияло подобно пламени, излучало свет.28 Поэтому его прозвали «Абу Ляхаб». Это и не удивительно, так как он был родным дядей Пророка . Он являлся братом Аббаса, который был очень красивым и имел прекрасную внешность. Это ещё не говоря о другом его родном брате Абдуллахе – отце Мухаммада , Пророка, который был самым красивым творением Аллаха. Но Справедливый Аллах не осветил светом сердце Абу Ляхаба и его жены. Поэтому разумного не обольщает красивая внешность неверных. Мало того, что они не уверовали в Пророка , так они ещё и враждовали с ним и издевались над ним, разрывая с ним родственные связи. Они предостерегали от него, настраивая людей против него.

Эта несчастная пара всячески и постоянно обижала Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха!

Да будет проклят Абу Ляхаб и его жена вместе с ним, и да убережёт нас Господь от такого же конца, который постиг их.

Абу Ляхаб вместе со своей женой как только не обзывали Пророка и как только не обижали его. Они говорили, что он доcтойный порицания (музаммам), хотя поистине он был достойным похвалы (Мухаммад). Также они говорили, что он поэт, лжец, одержимый, сумаcшедший и колдун. От Ибн Аббаса ﵁ передаётся, что Абу Ляхаб говорил своему народу:

قال أبو لهب سحركم محمد إن أحدنا ليأكل الجذعة ويشرب العس من اللبن فلا يشبع، وإن محمدا قد أشبعكم من فخذ شاة، وأرواكم من عس لبن

«Околдовал вас Мухаммад! Ведь один из нас съедает кусок мяса и выпивает стакан молока, но так и не насыщается. А вот Мухаммад может накормить вас даже одной бараньей ножкой так, что вы все от этого насытитесь, и он может напоить всех одним стаканом молока».29

Несомненно, это было чудом и знамением, подтверждающим истинность пророчества.30 Но Абу Ляхаб и его жена верили во что угодно, но только не в Аллаха и Его Пророка. Поэтому им оставалось лишь обвинять его во лжи и обзывать его колдуном.

Ибн Аббас ﵁ рассказывал:

لما نزلت: ﴿تبت يدا أبي لهب﴾ جاءت امرأة أبي لهب [ولها ولولة، وفي يدها فهر، وهي تقول: مذمما أبينا ودينه قلينا وأمره عصينا] ورسول الله ﷺ جالس [في المسجد] ومعه أبو بكر. [فلما رآها أبو بكر قال: يا رسول الله، قد أقبلت وأنا أخاف عليك أن تراك] قال له

أبو بكر: لو تنحيت لا تؤذيك بشيء. فقال رسول الله ﷺ: “إنه سيحال بيني وبينها [إنها لن تراني]” فأقبلت حتى وقفت على أبي بكر [ولم تر رسول الله ﷺ] فقالت: يا أبا بكر، هجانا صاحبك. فقال أبو بكر: لا ورب هذه البنية ما نطق بالشعر ولا يتفوه به. فقالت: إنك لمصدق، [فولت وهي تقول: قد علمت قريش أني ابنة سيدها] فلما ولت قال أبو بكر، رضي الله عنه: ما رأتك؟ قال: “لا ما زال ملك يسترني حتى ولت

«Когда было ниспослано: “Да пропадут пропадом руки Абу Ляхаба, и сам он пропал”, жена Абу Ляхаба направилась к Пророку [с воплями и с камнем в руке, произнося: “Музаммама (достойного порицания) мы отвергли, его религию ненавидим, а его приказу мы не подчинимся!] В этот момент Посланник Аллаха сидел вместе с Абу Бакром [в мечети]. [Когда Абу Бакр увидел её], он сказал: “О Посланник Аллаха! [Вот она приближается, и я опасаюсь, что она увидит тебя]. Если ты отойдёшь в сторону, то она ничем тебе не навредит”. Тогда Посланник Аллаха сказал: “Аллах воздвигнет между мной и ней невидимую завесу. [Она не увидит меня]”. Когда она подошла и остановилась около Абу Бакра, [не видя Пророка], она сказала: “О Абу Бакр, твой друг порочил меня?” Абу Бакр ответил: “Нет, клянусь Господом Каабы, он ничего не сочинял про тебя”. На что она сказала: “Ведь ты достойный доверия”. Когда же она ушла, [она возгласила: “Курайшиты знают, что ядочь их предводителя!”], Абу Бакр сказал Пророку : “Она не увидела тебя?” Пророк ответил: “Нет, не переставал ангел прикрывать меня (завесой), пока она не ушла”».31

Несчастная женщина со скверным языком, отвратительным нравом и порочным сердцем! Как только она узнала, что относительно неё и её мужа ниспосланы аяты в Коране, она взяла камень и устремилась с воплями и криками к Заповедной мечети, к тому месту, где Посланник Аллаха совершал молитвы недалеко от Каабы. В тот день он сидел вместе с Абу Бакром, и Всемогущий Аллах сделал так, что она не смогла увидеть Пророка и причинить ему какой-то вред. Но она не останавливалась на этом и не успокаивалась, даже по ночам. Ибн Аббас ﵁ говорил:

كانت تحمل الشوك و العضاة فتطرحه في طريق رسول الله صلى الله عليه و على آله

 و سلم، و أصحابه لتعقرهم

«Она собирала колючки и ветки с шипами и разбрасывала их [по ночам] на дороге, по которой ходил Посланник Аллаха и его сподвижники, чтобы поранить их».32

В последнем аяте этой суры Всевышний Аллах говорит:

فِى جِيدِهَا حَبْلٌۭ مِّن مَّسَدٍۭ ٥

5. «На шее у неё [будет] верёвка из сплетений».

От Саида ибн аль-Мусейиба ﵀ передаётся, что он говорил:

كانت لها قلادة فاخرة من جوهر فقالت واللات والعزى لأنفقنها في عداوة محمد ويكون ذلك عذابا في جيدها يوم القيامة

«У неё было ожерелье из драгоценных камней, которым она кичилась, и говорила: “Клянусь Лятом и Уззой, я непременно израсходую это ожерелье на вражду с Мухаммадом!” И поэтому это станет наказанием на её шее в День воскрешения».33

О том, что в аяте имеется в виду ожерелье, передаётся также от самого Ибн Аббаса ﵁.34

От Муджахида ﵀ передано, что он истолковал:

ن﴿ من مسد﴾ من حديد

«“Из сплетений (масад)”, [оно будет] из железа».35

Сказал имам аль-Багауи в толковании этого аята:

قال ابن عباس، وعروة بن الزبير سلسلة من حديد ذرعها سبعون ذراعا، تدخل في فيها وتخرج من دبرها، ويكون سائرها في عنقها

«Сказал Ибн Аббаси Урва ибн Зубейр: “Это железная цепь. Её длинасемьдесят локтей. Она войдёт через её рот и выйдет из зада, а остаток будет (намотан) на её шею”».36

***

1   См. «ад-Дурр аль-мансур» хафиза ас-Суюты, т. № 8, с. 665. Хафиз аль-Куртуби сказал, что данная сура ниспослана в Мекке по единогласному мнению всех толкователей Корана. См. «аль-Джами ли ахкам аль-Куръан», т, № 22, с. 544.
См. «ад-Дурр аль-мансур» хафиза ас-Суюты, т. № 8, с. 665.
3   Аят № 214 из суры «аш-Шуара».
4   В другой версии хадиса сказано: «Да, мы никогда не слышали от тебя лжи». (4971).
5   См. «Сахих аль-Бухари», предание № 4770; и предание № 4971, в главе «Толкование суры “аль-Масад”». Это предание Ибн Аббаса привели также имамы Муслим в «Сахих», № 208; ат-Табари с четырьмя разными иснадами в «Джами аль-баян», т. № 24, с. 715-716, и многие другие толкователи Корана. См. «ас-Сахих аль-муснад мин асбаб ан-нузуль» шейха Мукбиля, стр. 272.
6   См. «Сахих аль-Бухари», предание № 1394.
7   Как об этом утверждает хафиз аль-Мауарди аш-Шафии в своём «Тафсире», см. «ан-Нукат уа-ль-уюн», т. № 6, с. 365. Но в книге «Тафсир аль-имам Муджахид», который имеется в моём распоряжении, я не нашёл этого предания от Муджахида.
8   См. «ан-Нукат уа-ль-уюн» хафиза аль-Мауарди, т. № 6, с. 365.
9   См. «Тафсир Ибн Аббас уа марвиятух фи ат-тафсир мин кутуб ас-сунна», стр. № 1000, в главе «Толкование суры “аль-Масад”»; «аль-Джами ли ахкам аль-Куръан» хафиза аль-Куртуби, т. № 22, с. 545; «Тафсир аль-Куръан аль-Азым» имама Ибн Аби Хатима, стр. № 3473, предание № 19 524.
10   См. «аль-Джами ли ахкам аль-Куръан» хафиза аль-Куртуби, т. № 22, с. 548.

11    См. «аль-Джами ли ахкам аль-Куръан» хафиза аль-Куртуби, т. № 22, с. 548; «Тафсир аль-Уахиди», т. № 24, с. 420.

12   См. «Маджму‘ аль-фатауа» имама Ибн Теймийи, т. № 8, с. 258.

13    Это толкование Ибн Аббаса привели многие муфассиры, среди которых имам Абдур-Раззак, имам аль-Хаким и хафиз Ибн Касир. См. «Тафсир Абдурраззак», т. № 3, с. 474, предание № 3734; «Тафсир Ибн Касир», т. № 8, с. 515; «аль-Мустадрак аля ас-сахихейн», т. № 2, с. 588, в главе «Толкование сурыальМасад”», предание № 3985.

14   См. «Тафсир аль-имам Муджахид», стр. № 759, в главе «Толкование сурыальМасад”». Это толкование Муджахида привёл также имам ат-Табари в «Джами аль-Баян», т. № 24, с. 717-718; имам Абдурраззак в «Мусаннафе» и многие другие. Муджахид говорил:

وما كسب من ولد، وولد الرجل من كسبه

      «“То, что он приобрёл”, то есть из детей. Дети мужчиныиз его приобретения».

15   См. «ад-Дурр аль-мансур» хафиза ас-Суюты, т. № 8, стр. 666.

16   См. «Тафсир аль-Куръан аль-Азым» хафиза Ибн Касира, т. № 8, с. 515.

17   Это предание привёл имам Абдурраззак в «Тафсире», т. № 3, стр. 473, асар № 3730. Похожее сообщение, с небольшим отличием в тексте, передал имам ат-Табари в «Джами аль-баян», т. № 24, с. 717. Имам аль-Хаким подтвердил его достоверность. См. «аль-Мустадрак аля ас-сахихейн», т. № 2, с. 588, предание № 3986.

18   См. «аль-Джами ли ахкам аль-Куръан», т. № 22, с. 549. Я не нашёл этого предания от Ибн Аббаса ни в какой другой известной книге толкования Корана. Похожее сообщение, но слов Ибн Мас’уда привели имамы аль-Багауи в «Маалим ат-танзиль», т. № 8, с. 582, и Ибн Касир в своём «Тафсире», т. № 8, с. 515.

19    Сура «Мухаммад», аят № 24.

20    Cм. «Сунан Саид ибн Мансур», предание № 161.

21    См. «Тафсир аль-имам Муджахид», стр. № 759, в главе «Толкование сурыальМасад”». Это толкование установлено от Муджахида с достоверным иснадом. Его приводят в своих тафсирах также имамы Ибн Аби Хатим, № 19 528; ат-Табари, т. № 24, с. 720; хафиз Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари», т. № 14, с. 617, и другие.

22    См. «Тафсир аль-Куръан аль-Азым» имама Ибн Аби Хатима, № 19 530, и хафиза Ибн Касира, т. № 8, с. 515.

23    См. «Джами аль-баян» имама ат-Табари, т. № 24, с. 720; «Тафсир аль-Куръан аль-Азым» хафиза Ибн Касира, т. № 8, с. 515.

24    См. «аль-Джами ли ахкам аль-Куръан» хафиза аль-Куртуби, т. № 22, с. 550. Хафиз аль-Куртуби пишет:

قال ابن عباس و مجاهد و قتادة و السدي: كانت تمشي بالنميمة بين الناس

       «Ибн Аббас, а также Муджахид, Катада и Судди сказали: “Она разносила сплетни среди людей”».

25      Что касается её имени, то в книгах по тафсиру упоминаются два имени. Одни учёные сказали: её звали Аура, другие: Арва. Она была сестрой сподвижника Абу Суфьяна.

26    См. «Тафсир Ибн Аби Хатим», предание № 19 525. Это сообщение от Хасана привёл также хафиз ас-Суюты в «ад-Дурр аль-мансур», т. № 8, с. 666.

27   Я нашёл это предание от Ибн Аббаса в «Тафсир аль-Куръан аль-Азиз» имама Ибн Аби Заманина, т. № 5, с. 171.

28    См. «Тафсир аль-Куръан аль-Азым» хафиза Ибн Касира, т. № 8, с. 514; «аль-Джамили ахкам аль-Куръан» хафиза аль-Куртуби, т. № 22, с. 547; «ан-Нукат уа аль-уюн» хафиза аль-Мауарди, т. № 6, с. 365; «Фатх аль-Бари» хафиза Ибн Хаджара, т. 14, с. 615.

29    См. «аль-Джами ли ахкам аль-Куръан» хафиза аль-Куртуби, т. № 22, с. 547.

30     Об этом сказано в ряде достоверных хадисов. Один из них передаёт имам аль-Бухари. В нём сообщается, что однажды Пророк позвал к себе Абу Хурайру, который был сильно голоден, а вместе с ним и живших под навесом. Тогда Пророк досыта напоил одной чашей молока всех, кто у него собрался. В этом и подобных хадисах содержится указание на одно из чудес Пророка. См. «Сахих аль-Бухари», № 6452.

31    Это предание привёл имам аль-Баззар в «Муснаде» и подтвердил его достоверность, назвав его иснад хорошим (хасан). Также назвал это сообщение хорошим хафиз Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари», т. № 14, с. 617-618, в главе «Толкование сурыальМасад”». Его привёл также хафиз Ибн Касир в своём «Тафсире», т. № 8, с. 516-517. Всё то, что приведено в квадратных скобках, я взял из другой версии хадиса, который передаётся со слов дочери Абу Бакра – Асма. Его передали имамы Ибн Аби Хатим в «Тафсире», № 19 522, и Ибн Касир, т. № 8, с. 516; а также аль-Хумейди и Абу Я’ля в «Муснаде», как об этом сказал хафиз Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари», т. № 14, с. 618. Также его передали другие имамы, как сказал шейх аль-Альбани: «Этот хадис передал альХаким, назвав его достоверным, и с ним согласился азЗахаби. Также (его привели) Ибн Хиббан и Абу Нуайм по другому пути от Ибн Аббаса». См. «Сахих ас-сира ан-Набауийя» шейха аль-Альбани, с. № 138; «Мустадрак аль-Хаким» (2/393).

32    См. «Джами аль-баян» имама ат-Табари, т. № 24, с. 719; «Маалим ат-танзиль» имама аль-Багауи, т. № 8, с. 582; «Тафсир аль-Куръан аль-Азым» хафиза Ибн Касира, т. № 8, с. 515; «аль-Джами ли ахкам аль-Куръан» хафиза аль-Куртуби, т. № 22, с. 552; «ад-Дурр аль-мансур» хафиза ас-Суюты, т. № 8, с. 667. Текст асара приведён из «Тафси-ра» имама аль-Багауи. Слова в скобках “по ночам” высказал Ибн Зейд ﵀., см. «Тафсир Ибн Аби Хатим», № 19 527; «Тафсир ат-Табари», т. № 24, с. 720. То же самое говорили Атыйя аль-Ауфи ﵀ и ад-Даххак ﵀.

33    См. «аль-Джами ли ахкам аль-Куръан» хафиза аль-Куртуби, т. № 22, с. 554; «Маалим ат-танзиль» имама аль-Багауи, т. № 8, с. 583.

34    См. «Джами аль-баян» имама ат-Табари, т. № 24, с. 725.

35    См. «Тафсир аль-имам аль-Муджахид», стр. № 759 (сноска № 1). Это предание приводит также имам ат-Табари в своём «Тафсире», т. № 24, с. 724.

36    См. «Маалим ат-танзиль» имама аль-Багауи, т. № 8, с. 583; «Тафсир аль-Уахиди», т. № 24, с. 417.То же самое говорил Муджахид, как об этом сказал хафиз аль-Куртуби в своём «Тафсире», т. № 22, с. 554.