Период ниспослания: Мекканский1

بِسْمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحْمَـٰنِ ٱلرَّحِيمِ

«С именем Аллаха Милостивого, Милующего

قُلْ هُوَ ٱللَّهُ أَحَدٌ ١

1. «Скажи: “Он – Аллах один»,

То есть один в своей божественной сущности, нет у Него подобия, как об этом сказал Ибн Аббас ﵁:

يريد الواحد الذي ليس كمثله شيء

«Имеется в виду, что Он один (и единственный в Своей сущности), Который не имеет Себе подобного2

Всевышний и Преславный Аллах один такой в Своей сущности, в своих именах, качествах и деяниях, и никто не способен сравниться с Ним. Только один Аллах достоин поклонения и обожествления. Только к Нему надлежит взывать, лишь Его обожествлять и лишь Ему необходимо посвящать все виды поклонения. Ибн Аббас ﵁ говорил:

الله سبحانه و تعالى ذو الألوهية والعبودية على خلقه أجمعين

«Аллах, преславен Он и возвышен, — это Тот, Кто обладает божественностью и исключительным правом на поклонение всех Его творений».3

ٱللَّهُ ٱلصَّمَدُ ٢

2. «АллахСамодостаточный».

Ибн Аббас ﵁ сказал:

يعني الذي يصمد الخلائق إليه في حوائجهم ومسائلهم

«То есть Тот, к Кому все творения обращаются со своими нуждами и просьбами».4

Даххак ибн Музахим ﵀ рассказывал:

أن نافع بن الأزرق سأل ابن عباس عن قول الله: ﴿الصمد﴾ أما الأحد فقد عرفناه فما الصمد قال: الذي يصمد إليه في الأمور كلها. قال: فهل كانت العرب تعرف ذلك قبل أن ينزل الكتاب على محمد ﷺ؟ قال: نعم

«(Однажды) Нафиибн Азрак спросил Ибн Аббаса относительно слова АллахаасСамад”: “Что касается словаАхад (один)”, то мы поняли его значение, но что значитасСамад”? Ибн Аббас ответил: “Это Тот, к Которому все обращаются (со своими нуждами и потребностями) во всех своих делах”. Он спросил: “Разве арабы знали это значение до того, как была ниспослана Книга (Аллаха) Мухаммаду?” Ибн Аббас ответил: “Да”».5

Также от Ибн Аббаса ﵁ передаётся, что он сказал:

لما نزل: ﴿اللَّه الصمد﴾ قالوا: وما الصمد؟! فقال رسول الله:  السيد الذي يصمد إليه في الحوائج

«Когда были ниспосланы (Слова Аллаха): “АллахСамодостаточный”, люди спросили: “А что значит Самодостаточный?” Тогда Посланник Аллаха ответил: “Господин, к Которому все обращаются с нуждами”».6

Также, описывая это прекрасное имя, Ибн Аббас ﵁ говорил:

الصمد﴾ الذي لا جوف له﴿

«ОнТот, Который не имеет полости».7

То есть у Пречистого Аллаха нет какой-либо полости и внутренностей, Он не ест и не пьёт, и поэтому никак не нуждается в еде, питье и в чём-либо другом. То же самое говорил Муджахид ﵀8, а также Ата ﵀, Саид ибн Джубейр ﵀, Хасан аль-Басри ﵀ и Икрима ﵀.9 Икрима ﵀ также добавил:

الصمد﴾ الذي لم يخرج منه شيء ولا يطعم﴿

«ОнТот, из Которого не выходят [дети и нечистоты], и Который ничем не питается».10

Икрима ﵀ также говорил:

الصمد﴾ الذي ليس فوقه أحد﴿

«ОнТот, сверху Которого нет никого».11

Это толкование Икримы прекрасно, оно раскрывает одну из основ вероубеждения приверженцев Сунны, которые верят, что Всевышний Аллах возвышен Своей божественной Сущностью над всем сущим и отделён от творений так, как Ему подобает. Он над Троном, над всеми Своими созданиями, а сверху Него никого нет и быть не может. Он делает то, что пожелает, и ни за что не будет спрошен. А Его рабы будут спрошены за свои дела. Он властен над всем мирозданием, а над ним никто не имеет власти. Он управляет вселенной, ниспосылает Своим творениям то, что желает из благ и бедствий; отвечает их мольбам и удовлетворяет их просьбы, несмотря на то, что отделён от Своих творений и находится выше небес и великого Трона. Он всё видит и слышит. Своим зрением, слухом и знанием Он всегда находится с нами. Аллах находится над Троном, но ни один из наших поступков не сокрыт от Него. Он Самодостаточный и Совершенный во всех смыслах этого слова, преславен Он и возвышен.

Али ибн Аби Тальха ﵀ передаёт, что Ибн Аббас ﵁ сказал:

هو السيدالذيقدكملفيسؤدده،والشريفالذيقدكملفيشرفه،والعظيمالذيقدكملفيعظمته،والحليمالذيقدكملفيحلمه،والعليمالذيقدكملفي

علمه، والحكيم الذي قد كمل في حكمته وهو الذي قد كمل في أنواع الشرف والسؤدد وهو الله سبحانه، هذه صفته لا تنبغي إلا له

«ОнГосподин, Который совершенен в Своём господстве; Почтенный, Который совершенен в Своём почёте; Великий, Который совершенен в Своём величии; Сдержанный, Который совершенен в Своей сдержанности; ОнЗнающий, знание Которого совершенно; Мудрый, мудрость Которого совершенна; и Он совершенен во всех смыслах Своего величия и господства. ОнАллах, слава Ему, и это Его качество не присуще никому, кроме Него».12

То же самое говорил Саид ибн Джубейр :

هو الكامل في جميع صفاته وأفعاله

«Он абсолютно совершенен во всех Своих качествах и деяниях13

Сказал Хасан аль-Басри ﵀:

هو الباقي بعد خلقه، الحي القيوم الذي لا زوال له

«ОнТот, Кто останется Один после смерти Своих творений. Он Вечноживой и Вседержитель, Которого никогда не постигнет смерть».14

Сказал хафиз Ибн Касир:

وقد قال الحافظ أبو القاسم الطبراني في كتاب السنة له، بعد إيراده كثيرا من هذه الأقوال في تفسير الصمد وكل هذه صحيحة، وهي صفات ربنا، عز وجل، وهو الذي يصمد إليه في الحوائج، وهو الذي قد انتهى سؤدده، وهو الصمد الذي لا جوف له، ولا يأكل ولا يشرب، وهو الباقي بعد خلقه.

وقال البيهقي نحو ذلك أيضا

«Сказал хафиз Абу альКасим атТабарани в своей книге «Сунна» после того, как процитировал многие из этих высказываний в толковании словаасСамад”: “Все эти разъяснения правильные, и они описывают качества нашего Господа, Могущественного, Возвышенного. ОнТот, к Которому все обращаются в своих нуждах; и ОнТот, чьё господство достигло абсолютного совершенства. ОнСамодостаточный, у Которого нет полости, Он не ест и не пьёт; и ОнТот, Кто останется Один после смерти Его творений”. То же самое говорил альБейхакы».15

Далее Всевышний и Всеблагой Господь ﷾ говорит:

لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ ٣

3. «Он не родил и не был рождён»,

Сказал Ибн Аббас ﵁:

لم يلد فيكون والدا، ولم يولد فيكون ولدا

«Он никого не родил, чтобы быть чьимлибо родителем, и Сам Он не был рождён, чтобы быть чьимто ребёнком».16

Также от Ибн Аббаса ﵁ передают, что он сказал:

لم يلد كما ولدت مريم، و لم يولد كما ولد عيسى و عزير

«Он не родил, как родила Марьям [чудесным образом], и Он не был рождён, как был рождён Ииса [без отца] и Узейр».17

В этих словах прекрасное опровержение христианам и иудеям, сказавшим: Узейрсын Аллаха, да упасёт Аллах от таких убеждений. Христиане верят, что раз Иисус был рождён без участия отца, значит он – сын Аллаха, прибегаем к Аллаху от подобных слов! Они считают, что у каждого человека непременно должен быть отец, и поэтому приписывают отцовство Иисуса к Аллаху.

Пресвятой и Пречистый Аллах никогда никого не рождал и Сам Он не был рождён. Эти два качества присуще только Его жалким и далёким от совершенства творениям, но абсолютно не присуще Творцу и Господу миров, Который всегда был и всегда будет. Аллах совершенен и превыше того, чтобы быть порождённым кем-то, и чтобы быть породившим кого-либо.

Ученик Ибн Аббаса ﵁ – Абу аль-Алия ﵀ говорил в толковании этого аята:

الذي لم يلد ولم يولد، لأنه ليس شيء يلد إلا سيورث، ولا شيء يولد إلا سيموت فأخبرهم تعالى ذكره أنه لا يورث ولا يموت

«ОнТот, Кто не родил и не был рождён, потому что каждый, кто родил, непременно оставляет наследство, и каждый, кто был рождён, непременно умрёт. Всевышний сообщил, что Он не оставляет в наследство, не наследует и никогда не умрёт».18

Иудеи и христиане возвели на Всевышнего Господа много лжи и клеветы, отвернулись от истинного призыва Моисея и Иисуса – сына девы Марии, мир им. Они исказили священные Писания (Тору и Евангелие), узрели Истину, но отвернулись от неё. Иудеи по причине своей зависти и высокомерия, а христиане по причине своего невежества и заблуждения. Поэтому Знающий и Справедливый Аллах разгневался на них и ввёл их в заблуждение после верного руководства. Среди клеветы иудеев на Аллаха было то, что они сказали: «Узейр (Ездра) – сын Аллаха», а из клеветы христиан то, что они сказали: «Иисуссын Аллаха». Они приписали Пречистому ребёнка, далёк наш Господь от подобной мерзкой лжи!

Ибн Аббас ﵁ говорил:

ما أمروافيالتوراةوالإنجيلإلابالإخلاصفيالعبادةللهموحدين

«(Иудеям и христианам) было приказано в Торе и в Евангелии соблюдать искренность в поклонении Аллаху, (не приобщая к Нему сотоварищей и) исповедуя Единобожие».19

Также Ибн Аббас ﵁ говорил:

أضلهم الله بعد الهدى فبمعصيتهم غضب الله عليهم  وجعل منهم القردة والخنازير وعبد الطاغوت أولئك شر مكانا  في الدنيا والآخرة يعني شر منزلا من النار وأضل عن سواء السبيل من المؤمنين يعني أضل عن قصد السبيل المهدى من المسلمين

«Аллах ввёл иудеев и христиан в заблуждение после верного руководства. Изза их ослушаний [и клеветы на Аллаха] Аллах разгневался на них и сделал из них обезьян и свиней. Они займут ещё более скверное место в этом мире и в жизни Вечной, – наихудшую обитель из Огня. Они ещё больше сбились с Прямого пути, отошли от пути мусульман».20

Далее Всевышний и Всеблагой Господь ﷾ сказал:

وَلَمْ يَكُن لَّهُۥ كُفُوًا أَحَدٌۢ ٤

4. «и никто не равен Ему”».

Сказал Ибн Аббас ﵁:

ليس له كفء، وليس كمثله شيء، سبحان الله الواحد القهار

«Нет никого равного Аллаху, нет никого похожего на Него и нет подобия Ему (ни в Его сущности, ни в Его именах, ни в Его качествах, ни в Его деяниях), преславен Аллах Единственный, Всемогущий21

В толковании этого аята Муджахид ﵀ говорил:

لا صاحبة له

«Нет у Него ни супруги (ни детей, ни родителей)!»22

В этой короткой и в то же время великой суре утверждается абсолютная единственность Всевышнего Аллаха. Сура целиком повествует о Единобожии, которое является основой Ислама, и указывает на то, что Аллах один в Своей сущности, в своих именах и качествах, и нет никого подобного Ему.

Также в суре утверждается абсолютное совершенство Всевышнего Аллаха. Одно из Его прекраснейших имён, которое присуще только Ему одному, это “ас-Самад” — “Самодостаточный”. Все люди, ангелы и джинны, – все обитатели небес и земли всецело нуждаются в Аллахе и молят Его о помощи в своих делах. А Сам Аллах не нуждается ни в ком и ни в чём.

Аллах ﷾ — Творец и Господь всего сущего, Вечен, Совершенен, не имеет начала и конца. Не имеет родословной, детей и супруг. Ему нет равных и подобных, преславен Он и возвышен. Поэтому Ибн Аббас ﵁ говорил:

قل هو الله أحد﴾ ثلث القرآن﴿

«СураСкажи: “ОнАллах одинприравнивается к трети Корана».23

Об этом говорится также в достоверных хадисах самого Пророка ﷺ, которые переданы в обоих «Сахихах».24

Хасан аль-Басри ﵀ говорил:

هذه سورة خالصة لله عز وجل ليس فيها ذكر شيء من أمر الدنيا والآخرة

«Эта сура целиком повествует исключительно об Аллахе, Могущественном и Возвышенном. В ней нет упоминания ни об этом мире, ни о жизни Вечной».25

Священный Коран содержит в себе три составляющие:

1 — Описания Всевышнего и Всеблагого Аллаха ﷾; аяты относительно Его прекрасных имён и качеств, и это то, что содержит в себе сура «аль-Ихляс».

2 — Описания Его творений, аяты про Райскую Обитель, про Огонь Ада и их обитателей, сообщения о будущем – о том, что произойдёт в День Воскрешения, а также известия и поучительные рассказы о прошлых поколениях.

3 — Шариатские законоположения, Его повеления и запреты.

Так вот, слова Ибн Аббаса указывают на то, что эта великая сура «аль-Ихляс» повествует исключительно об Аллахе. В ней возвышенное описание нашего Господа, сообщения относительно Его имён и качеств, а это и есть треть всего Корана.

По этой причине мы видим, как в этой короткой суре объединены все три вида Единобожия: единобожие в господстве (таухид аррубубийя), единобожие в божественности (таухид альулюхийя) и единобожие в именах и качествах (таухид альасма уа ассыфат).

В суре утверждение совершенства Аллаха ﷾ и отрицание от Аллаха всех пороков и недостатков, то есть Аллах пресвят и лишён любых изъянов. Также в этой благословенной суре отрицание какого-либо подобия у Аллаха, сходства Его творений с Ним, равенства. У Аллаха нет равного, нет подобного Ему, нет у Него сотоварища и помощника.

Поэтому Ибн Аббас ﵁ часто читал эту суру в своих молитвах, смиренно стоя перед Единым и Единственным Аллахом ﷾.

Кайс ибн Аби Хазим ﵀ рассказывал:

صلى ابن عباس سنة الفجر فقرأ في الركعة الأولى بعد الفاتحة ﴿قل يا أيها الكافرونن

و قرأ في الركعة الثانية بعد الفاتحة ﴿قل هو الله أحدد

«Ибн Аббас, совершая сунну (рассветной молитвы) фаджр, читал в первом ракаате послеальФатихисуруальКафирун”, а во втором ракаате послеальФатихичитал суруальИхляс”».26

***

ПРИЧИНА НИСПОСЛАНИЯ СУРЫ

От Ибн Аббаса ﵁ передаётся, что он сказал:

أن عامر بن الطفيل وأربد بن ربيعة أتيا النبي ﷺ فقال عامر: إلام تدعونا يا محمد؟ قال: إلى الله، قال: صفه لنا أمن ذهب هو؟ أم من فضة؟ أم من حديد؟ أم من خشب؟ فنزلت هذه السورة فأهلك الله أربد بالصاعقة وعامر بن الطفيل بالطاعون

«(Однажды) к Пророку подошли (многобожники) Аамир ибн атТуфейль и Арбад ибн Рабиа, и Аамир сказал: “К чему ты призываешь нас, о Мухаммад?!” Пророк ответил: “К Аллаху”. Он сказал: “Опиши нам Его, из золота ли Он? Или из серебра? Или из железа? Или же из дерева?” И тогда была ниспослана эта сура. Затем Аллах [за их издевательство и неверие] уничтожил их обоих: Арбада ударом молнии, а Аамира ибн атТуфейля чумой».27

Нечто похожее говорил Икрима ﵀:

إن المشركين قالوا: يا رسول الله أخبرنا عن ربك، صف لنا ربك ما هو، ومن أي شيء هو؟ فأنزل الله: ﴿قل هو اللَّه أحد﴾ إلى آخر السورة

«(Однажды) многобожники сказали Посланнику Аллаха: “Сообщи нам о своём Господе! Опиши нам своего Господа, что Он из себя представляет и из чего Он?” Тогда Аллах ниспослал: “Скажи: “ОнАллах одини до конца суры».28

Также Абу аль-Алия ﵀ (ученик Ибн Аббаса) передаёт, но не от Ибн Аббаса ﵁, а от Убейя ибн Ка’ба ﵁:

أن المشركين قالوا لرسول الله ﷺ: انسب لنا ربك، فأنزل الله تعالى هذه السورة

«Многобожники сказали Посланнику Аллаха : “Опиши нам своего Господа”, и тогда Всевышний Аллах ниспослал эту суру».29

Есть также другое предание от Ибн Аббаса, в котором сообщается, что причиной ниспослания этой суры были иудеи, а точнее вопрос, заданный ими. Имам Ибн Аби Хатим передаёт, что Ибн Аббас ﵁ сказал:

أن اليهود جاءت إلى النبي ﷺ منهم كعب بن الأشرف وحيي بن أخطب فقالوا يا محمد: صف لنا ربك الذي بعثك فأنزل الله ﴿قل هو الله أحد﴾أ

«Иудеи пришли к Пророку , и из них Каб ибн альАшраф и Хаий ибн Ахтаб. Они сказали: “О Мухаммад, опиши нам своего Господа, который отправил тебя”, и Аллах ниспослал (суру): “Скажи: “ОнАллах один”».30

Также Икрима ﵀ рассказывал:

لما قالت اليهود: نحن نعبد عزير ابن الله. وقالت النصارى: نحن نعبد المسيح ابن الله. وقالت المجوس: نحن نعبد الشمس والقمر. وقالت المشركون: نحن نعبد الأوثان ﴾أنزل الله على رسوله ﷺ: ﴿قل هو الله أحد

«Когда иудеи сказали: “Мы поклоняемся Узейру, сыну Аллаха”, а христиане сказали: “Мы поклоняемся Иисусу Христу, сыну Аллаха”, а зороастрийцы сказали: “Мы поклоняемся солнцу и луне”, а (мекканские) многобожники сказали: “Мы поклоняемся идолам”, тогда Аллах ниспослал Своему Посланнику (суру): “Скажи: “ОнАллах один”».31

То есть только Аллах, пресвят Он и превелик, Один Единственный и Единый в своей божественной сущности, Который не имеет сотоварища и помощника, сообщника и соперника, равного и подобного! Только Он один истинно достоин поклонения и обожествления, потому что только Он – Истинный Бог.

Иудеи часто приходили с вопросами к Посланнику Аллаха ﷺ. Из этих вопросов можно упомянуть то, что рассказывал Ибн Аббас ﵁:

أقبلت يهود إلى رسول الله صلى الله عليه و على آله وسلم، فقالوا : يا أبا القاسم، إنا نسألك عن خمسة أشياء، فإن أنبأتنا بهن عرفنا أنك نبي، واتبعناك، فأخذ عليهم ما أخذ إسرائيل على بنيه إذ قالوا : الله على ما نقول وكيل. قال : هاتوا .

«(Однажды) иудеи пришли к Посланнику Аллаха и сказали: “О АбульКасим, мы спросим тебя о пяти вещах, и если ты ответишь на них, то мы убедимся, что ты пророк, и последуем за тобой”. Пророк взял с них такой же завет, какой взял Исраиль со своих сыновей, когда они сказали: “АллахПопечитель того, что мы сказали”. (Затем) Пророксказал (им): “Задавайте (свои вопросы)”.

قالوا :أخبرنا عن علامة النبي. قال : تنام عيناه، ولا ينام قلبه . قالوا : أخبرنا كيف تؤنث المرأة وكيف تذكر ؟ قال : يلتقي الماءان، فإذا علا ماء الرجل ماء المرأة أذكرت، وإذا علا ماء المرأة ماء الرجل آنثت . قالوا : أخبرنا ما حرم إسرائيل

 على نفسه

Они сказали: “Сообщи нам о признаке пророка”. Пророк ответил: “Спят глаза его, но сердце его не спит”. Они сказали: “Сообщи нам, как ребёнок женщины (получается) девочкой, и как мальчиком?” Пророк ответил: “Смешиваются две жидкости [при половом акте], и когда верх над жидкостью женщины одерживает жидкость мужчины, то ребёнок рождается мальчиком. Когда же верх над жидкостью мужчины одерживает жидкость женщины, то ребёнок рождается девочкой”. Тогда они сказали: “Сообщи нам, что запретил Исраиль [пророк Якуб] самому себе?”

قال: كانيشتكيعرقالنسا،فلميجدشيئايلائمهإلاألبانكذاوكذا . قالأبيقالبعضهم : يعنيالإبل،فحرملحومها . قالوا : صدقت. قالوا : أخبرنا،ماهذاالرعد؟قال : ملكمنملائكةاللهعزوجلموكلبالسحاببيده،أوفييدهمخراقمنناريزجربهالسحابيسوقهحيثأمرالله . قالوا : فماهذاالصوتالذينسمع؟قال : صوته

Пророкответил: “Он болел ишиасом [защемление седалищного нерва] и не нашёл ничего, что подошло бы ему из еды, кроме молока такихто животных”. (То есть кроме верблюжьего молока, как это передал передатчик хадиса). Они сказали: “Ты сказал правду. Теперь сообщи нам относительно грома [что ты знаешь о нём?]” Пророк ответил: “Это ангел из ангелов Аллаха, всемогущ Он и превелик. Ему поручены тучи, и в его руке (находится) кнут из огня, которым он тянет облака, и он водит их туда, куда прикажет Аллах”. Они сказали: “А что это за звук, который мы слышим [при громе]?” Пророкответил: “Голос (этого ангела)”.

قالوا : صدقت إنما بقيت واحدة، وهي التي نبايعك إن أخبرتنا بها ؛ فإنه ليس من نبي إلا له ملك يأتيه بالخبر، فأخبرنا من صاحبك ؟ قال : جبريل عليه السلام . قالوا : جبريل ذاك الذي ينزل بالحرب والقتال والعذاب عدونا، لو قلت ميكائيل الذي ينزل بالرحمة والنبات والقطر لكان، فأنزل الله عز وجل ﴿من كان عدوا لجبريل﴾ إلى آخر الآية

После этого они сказали: “Ты сказал правду. Остался только один вопрос, и мы присягнём тебе, если ты сообщишь нам об этом. Нет ни одного пророка, к которому не приходил бы ангел с вестью. Сообщи же нам, кто твой спутник?” Пророк ответил: “Джибриль, мир ему”. Тогда они сказали: “Джибриль, тот, который нисходит с войной, сражениями и мучениями, наш враг! Вот если бы ты сказал Микаиль, который нисходит с милостью, растениями и дождём, то мы присягнули бы тебе!” И (затем) Аллах, всемогущ Он и превелик, ниспослал: “Скажи: “Кто является врагом Джибрилю? Он низвёл его [Коран] на твоё сердце с соизволения Аллаха в подтверждение истинности того, что было (ниспослано) прежде, в качестве верного руководства и радостной вести для верующих”».32

Как бы то ни было, иудеи задали вопрос относительно описания Аллаха или нет, достоверная основа такова, что многобожники обратились к Пророку, чтобы он описал им Аллаха, и Всевышний Аллах описал Себя в самой лучшей форме, ниспослав суру «аль-Ихляс». В этом суть и смысл в вышеприведённых преданиях от Ибн Аббаса. Существует мнение, что этот вопрос задали и многобожники в Мекке, а затем спустя какое-то время и иудеи в Медине.

Сказал имам Ибн Теймийя:

أكثرهم على أنها مكية، و قد ذكر في أسباب نزولها سؤال المشركين بمكة، و سؤال الكفار من أهل الكتاب – اليهود بالمدينة – و لا منافاة، فإن الله أنزلها بمكة أولا، ثم لما سئل نحو ذلك أنزلها مرة أخرى، و هذا مما ذكره طائفة من العلماء

«Большинство [учёных] на том (мнении), что она [сураальИхляс”] мекканская, и упоминается, что причиной её ниспослания был вопрос многобожников в Мекке и вопрос неверных из числа людей Писанияиудеев в Медине. В этом нет противоречия, потому что сначала Аллах ниспослал её в Мекке, а затем, когда спросили (Пророка) о том же, Аллах снова ниспослал её. Это из того, что упоминает группа учёных».33

Несчастные неверующие часто издевались над Пророком ﷺи верующими. Среди их вопросов, которые они задали, насмехаясь: «Из чего Аллах? Из золота или серебра? Из железа или дерева? Каково Его родословное Нет ничего и никого подобного Аллаху, преславен Он и возвышен, и далёк наш Господь от того, что приписывают Ему нечестивцы, глупые многобожники! Ибн Аббас ﵁ говорил:

ما لكم لا تعظمون الله حق عظمته

«Что с вами, почему вы не возвеличиваете Аллаха должным образом, как Он этого заслуживает?!»34

Также Ибн Аббас ﵁ сказал:

من آمن أن الله على كل شي قدير، فقد قدر الله حق قدره، ومن لم يؤمن بذلك فلم يقدر الله حق قدره

«Кто уверовал в Аллаха и в то, что Он способен на всякую вещь, тот почитает Его так, как Он этого заслуживает; а кто не уверовал в это, тот не почитает Аллаха должным образом».35

Как точно и прекрасно сказал Ибн Аббас ﵁, описывая этих глупых многобожников:

مثل المشرك الذي عبد مع الله إلها آخر غيره، كمثل العطشان الذي ينظر إلى خياله في الماء من بعيد وهو يريد أن يتناوله، ولا يقدر

«Пример многобожника, который поклоняется наряду с Аллахом иному богу, подобен примеру жаждущего, который видит в своём воображении воду издалека и хочет её выпить, но не может».36

ДОСТОИНСТВА СУРЫ

Как уже было упомянуто выше в хадисе Ибн Аббаса, сура «аль-Ихляс» равна трети Священного Корана, потому что целиком содержит в себе описание нашего Милостивого Господа, преславен Он и возвышен. Также от Ибн Аббаса передаётся, что Посланник Аллаха, мир ему и его семье, сказал:

من قرأ ﴿قل هو الله أحد﴾ دبر كل صلاة مكتوبة عشر مرات أوجب الله له رضوانه ومغفرته

«Кто прочитает (суру) “Скажи: “ОнАллах одинпосле каждой предписанной молитвы десять раз, для того Аллах сделает обязательным Своё довольство и прощение».37

Также Посланник Аллаха ﷺ говорил:

من قرأ ﴿قل هو الله أحد﴾ حتى يختمها عشر مرات بني الله له قصرا في الجنة فقال عمر بن الخطاب إذا أستكثر يا رسول الله فقال رسول الله صلى الله عليه و على آله و سلم الله أكثر وأطيب

«Кто прочитает (суру) “Скажи: “ОнАллах одиндесять раз, тому Аллах построит дворец в Райской Обители». Услышав эти слова, Умар ибн аль-Хаттаб воскликнул: «Тогда мы будем (читать её) как можно больше, о Посланник АллахаНа что Посланник Аллаха ответил: «А Аллах (даст вам) больше и лучше». В версии аль-Укайли сказано: «Тогда мы постараемся увеличить наши дворцы, о Посланник Аллаха38

Читайте же эту благословенную суру как можно больше: двадцать раз, тридцать раз, так как Пророк , который не говорил по прихоти, обещал: «А Аллах (даст вам) больше и лучше», так-же от Ибн Аббаса ﵁ передаётся, что он сказал:

و من قرأها في غير صلاة بنى الله له مائة قصر في الجنة

«А кто прочитает её [суру «альИхляс»] тридцать раз вне молитвы, тому Аллах построит сто дворцов в Раю».39

Любовь к этой суре приводит к Раю. Однажды один верующий из числа ансаров сказал Пророку Аллаха : «Я люблю суруальИхляс”», и поэтому он часто читал её в молитвах, на что Пророк ответил:

حبك إياها أدخلك الجنة

«Твоя любовь к ней введёт тебя в Рай».40

В другом хадисе говорится, что он сказал: «В этой суре описание Милостивого, и я люблю читать её», и Пророк ответил:

أخبروه أن الله يحبه

«Сообщите ему, что Аллах любит его».41

***

О Аллах, Господь наш, Один и Единственный, Который не родил и не был рождён! О Самодостаточный, Которому нет равных и подобных, свидетельствую, что я тоже люблю эту суру! Прости меня и прими от меня все мои благие деяния, о Единый!

***

1   Как об этом сказали такие ученики Ибн Аббаса как Ата, Икрима и Хасан аль-Басри. Это упомянул хафиз аль-Куртуби в своём «Тафсире». Также он сказал, что согласно одному из передаваемых слов Ибн Аббаса, сура мединская. См. «аль-Джами ли-ахкам аль-Курьан», т. № 22, с. 557.
2   См. «Тафсир аль-басит» аль-Уахиди, т. № 24, с. 431.
3   См. «ад-Дурр аль-мансур» хафиза ас-Суюты, т. № 1, с. 23 (в толковании суры «аль-Фатиха»). Это предание привели также имамы Ибн Джарир ат-Табари и Ибн Аби Хатим в своих «Тафсирах».
4   См. «Тафсир аль-Куръан аль-азым» хафиза Ибн Касира, т. № 8, с. 528, со слов Икримы от Ибн Аббаса. Также его передал хафиз аль-Куртуби со слов ад-Даххака от Ибн Аббаса, см. «аль-Джами ли ахкам аль-Куръан», т. № 22, с. 558. См. также «ан-Нукат уа ль-уюн» хафиза аль-Мауарди, т. № 6, с. 371.
5   Это предание привёл имам ат-Табарани, как об этом сказал хафиз ас-Суюты в своём «Тафсире». См. «ад-Дурр аль-мансур» (в толковании суры «аль-Ихляс»).
6   См. «Тафсир аль-басит» аль-Уахиди, т. 24, с. 435; «Тафсир Ибн Теймийи», т. 5, с. 356.
7   См. «Ма’алим ат-танзиль» имама аль-Багауи, т. № 8, с. 588; «Тафсир аль-Куръан аль-азым» хафиза Ибн Касира, т. № 8, с. 528.
8   См. «Тафсир аль-имам Муджахид», стр. № 760; «Тафсир Абдурраззак», т. № 3, с. 475.
9   См. «Тафсир Ибн Касир», т. № 8, с. 528; «Тафсир ат-Табари», т. № 24, с. 732-733.
10   См. там же.
11   См. «Ма’алим ат-танзиль» имама аль-Багауи, т. № 8, с. 588.
12   См. «Сахифа Али ибн Аби Тальха ан Ибн Аббас фи тафсир аль-Куръан аль-карим», стр. № 543. Это предание привели также многие другие имамы, среди которых имам ат-Табари в «Джами аль-баян», т. № 24, с. 736; имам Ибн Аби Хатим в «Тафсир аль-Куръан аль-азым», предание № 19 535; имам Ибн Касир в «Тафсир аль-Куръан аль-азым», т. № 8, с. 528; хафиз аль-Бейхакы в «аль-Асма уа ас-сыфат» и хафиз ас-Суюты в «ад-Дурр аль-мансур», т. № 8, с. 682. Также его передали Ибн аль-Мунзир и Абу аш-Шейх, как об этом сказал ас-Суюты в «ад-Дурр аль-мансур», 8/682. Также его упомянул имам Ибн Теймийя в «Маджму аль-фатауа», как об этом сказал исследователь книги «Джами аль-баян ли-т-Табари» (24/736, в сноске № 3).
13   См. «Ма’алим ат-танзиль» имама аль-Багауи, т. № 8, с. 588.
14   См. «Тафсир аль-Куръан аль-азым» хафиза Ибн Касира, т. № 8, с. 528; «Джами аль-баян» имама ат-Табари, т. № 24, с. 736; «ад-Дурр аль-мансур» хафиза ас-Суюты (в толковании суры «аль-Ихляс»).
15   См. «Тафсир аль-Куръан аль-азым» хафиза Ибн Касира, т. № 8, с. 529.
16   См. «ан-Нукат уа ль-уюн» хафиза аль-Мауарди, т. № 6, с. 372.
17   См. «аль-Джами ли ахкам аль-Куръан» хафиза аль-Куртуби, т. № 22, с. 560.
18   См. «Джами аль-баян» имама Ибн Джарира ат-Табари, т. № 24, с. 734.
19   См. «Ма’алим ат-танзиль» имама аль-Багауи, т. № 8, с. 496.
20   Это предание привёл хафиз ас-Суюты от хафиза аль-Бейхакы в «ад-Дурр аль-мансур»,
т. № 1, с. 25.
21   См. «Сахифа Али ибн Аби Тальха ан Ибн Аббас фи тафсир аль-Куръан аль-карим», стр. № 543. Это предание привели также имам ат-Табари в «Джами аль-баян», т. № 24, с. 738; хафиз Ибн Касир в «Тафсир аль-Куръан аль-азым», т. № 8, с. 528, и хафиз ас-Суюты в «ад-Дурр аль-мансур», т. №. 8, с. 682.
22   См. «Тафсир аль-имам Муджахид», стр. № 760, сноска № 2; «Джами аль-баян» имама ат-Табари, т. № 24, с. 739; «Тафсир аль-Куръан аль-азым» хафиза Ибн Касира, т. № 8, с. 529; «ан-Нукат уа ль-уюн» хафиза аль-Мауарди, т. № 6, с. 372.
23   См. «ад-Дурр аль-мансур» хафиза ас-Суюты, т. № 8, с. 674.
24   См. «Сахих аль-Бухари», хадис № 6643; «Сахих Муслим», хадис № 811.
25   См. «Джами аль-баян» имама ат-Табари, т. № 24, с. 736; «ад-Дурр аль-мансур» хафиза ас-Суюты (в толковании суры «аль-Ихляс»).
26   См. «Маусу’а фикх Ибн Аббас», т. № 2, с. 129.
27   Это предание привёл имам аль-Багауи со слов Абу Салиха и Абу Забьяна от Ибн Аббаса. См. «Ма’алим ат-танзиль», т. № 8, с. 587.
28   См. «Джами аль-баян» имама ат-Табари, т. № 24, с. 728.
29   См. «Сунан» имама ат-Тирмизи, предание № 3364 (в главе «Китаб ат-тафсир», толкование суры «аль-Ихляс»). Также его привёл имам аль-Хаким и назвал его достоверным. См. «аль-Мустадрак аля ас-сахихейн», т. № 2, с. 589.
30   См. «Тафсир Ибн Аби Хатим», предание № 19 534. Это предание упомянул также хафиз ас-Суюты в «ад-Дурр аль-мансур», т. № 8, с. 670-671, и сказал, что его привели Ибн Аби Хатим, Ибн Ади и аль-Бейхакы в «аль-Асма уа ас-сыфат» от Ибн Аббаса.
31   Это предание утверждает от Икримы хафиз Ибн Касир в своём «Тафсире». См. «Таф-сир аль-Куръан аль-азым», т. № 8, с. 527.
32   Это предание привёл имам Ахмад, № 2483. Шейх аль-Альбани подтвердил его достоверность. См. «Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха», 4/491, № 1872.
33   См. «Махасин ат-таъуиль», стр. № 6303 (толкование суры «аль-Ихляс»).
34   См. «Тафсир Ибн Аббас уа марвияту фи ат-тафсир мин кутуб ас-сунна», стр. № 909.
35   См. «Сахифа Али ибн Аби Тальха ан Ибн Аббас фи тафсир аль-Куръан аль-карим», стр. № 434.
36   См. «Сахих аль-Бухари», предание № 4696 (в главе «Китаб ат-тафсир»). См. также «Тафсир Ибн Аббас уа марвияту фи ат-тафсир мин кутуб ас-сунна», стр. № 505.
37   См. «ад-Дурр аль-мансур» хафиза ас-Суюты, т. № 8, с. 679.
38   Этот хадис привёл имам Ахмад, шейх аль-Альбани назвал его достоверным. См. «Сильсиля ас-сахиха» шейха Мухаммада аль-Альбани, хадис № 589, т. 2, с. 136-137.
39   Это предание привёл хафиз аль-Бейхакы в «Шу’б аль-иман», № 2324, т. № 2, с. 156. Также его упомянул хафиз ас-Суюты в «ад-Дурр аль-мансур», в толковании суры «аль-Ихляс», т. № 8, с. 679. Данное сообщение передаётся с весьма интересным иснадом: со слов Амра ибн Хаммада от Аамира ибн Ясафа от Абдулькарима, а тот от Ибн Аббаса. Амр ибн Хаммад является правдивым и надёжным передатчиком. Аамир ибн Ясаф также из числа правдивых и достойных доверия передатчиков. Что касается Абдулькарима, то доподлинно не известно какой именно Абдулькарим передаёт этот хадис, так как от Ибн Аббаса передавали два Абдулькарима: Абдулькарим ибн Малик аль-Джазари и Абдулькарим Ибн Аби аль-Мухарик. Я не нашёл однозначного комментария исследователей относительно того, какой именно Абдулькарим имеется в виду в этом иснаде. Если имеется в виду Ибн Малик аль-Джазари, то он был правдивым и достойным доверия, и в таком случае иснад хадиса является надёжным, а если имеется в виду Ибн Аби аль-Мухарик, то относительно него есть разные слова обладателей знания, как критика, так и похвала. Также он ни одного сподвижника не застал. Однако он передавал от табиинов (учеников сподвижников), среди которых такие ученики Ибн Аббаса как Муджахид ибн Джабр, Ата ибн Аби Рабах и Таус ибн Кейсан. От Абдулькарима Ибн Аби аль-Мухарика слышали хадисы и передавали Ибн Джурайдж, ас-Саури, Шу’ба, Ибн Уейна и Малик. См. «ат-Тарих аль-кабир» имама аль-Бухари, т. 6, с. 89; «аль-Джарх уа ат-та’диль» имама Ибн Аби Хатима, т. 6, с. 58-59.
40   «Сахих аль-Бухари», хадис № 774.
41   «Сахих аль-Бухари», хадис № 7375.