Ибн Аббас да будет доволен им Аллах говорил:

إني لآتى على الآية في كتاب اللَّه فلوددت أن جميع الناس يعلمون ما أعلم

«Когда я читаю аят из Корана, то желаю, чтобы все люди узнали то, что знаю я»[1].

Я же скажу: когда я читаю толкование Ибн Аббаса к аятам из Корана, то хочу, чтобы все люди узнали то, что знаю я… Поэтому мы стараемся по мере своих возможностей донести до людей знание Ибн Аббаса, а это и есть правильное понимание Корана и Сунны.

Всевышний и Всеблагой Господь ﷾ говорит в Своём заключительном Писании:

أَفَلَا يَتَدَبَّرُونَ الْقُرْآنَ

وَلَوْ كَانَ مِنْ عِندِ غَيْرِ اللَّهِ لَوَجَدُوا فِيهِ اخْتِلَافًا كَثِيرًا

«Неужели они не размышляют над Кораном? Если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нём много противоречий»[2].

وَأُمِرْتُ أَنْ أَكُونَ مِنَ الْمُسْلِمِينَ * وَأَنْ أَتْلُوَ الْقُرْآنَ

«Скажи: мне велено быть покорным (Господу) и читать Коран»[3].

Эти и многие другие аяты Господа побуждают нас к чтению Корана, размышлению над его удивительными стихами и следованию его Заповедям. Как же сегодня мало тех, кто читает, изучает и познаёт Слова Самого Аллаха — Творца всего сущего, в отличие многих людей, которые заняты чтением и обсуждением слов творений. Большинство людей комментируют слова правителей, писателей, известных личностей из числа артистов и спортсменов. Каждый из них занят изучением чьих-то слов, и лишь единицы заняты изучением Слов Господа миров.

Да сделает нас Аллах из их числа…

Это является признаком того, что Всевышний любит их, потому что когда кто-либо из людей занят религией и изучением Корана, в то время как окружающие его люди заняты чем-то другим, то это говорит о том, что он особо выделен Им. Однажды, обращаясь к людям, Ибн Аббас сказал:

ما يمنع أحدكم إذا رجع من سوقه – أو : من حاجته – فاتكأ على فراشه أن يقرأ ثلاث آيات من القرآن

«Что мешает кому-либо из вас, когда он возвращается из рынка или (освобождается) от своих дел, присесть на своё ложе и прочитать [хотя бы] три аята из Корана?»[4]

Также Ибн Аббас да будет доволен им Аллах говорил:

ما يمنع أحدكم إذا رجع من سوقه أو من حاجته الى أهله ان يقرأ القرآن فيكون له بكل حرف عشر حسنات

«Что мешает кому-либо из вас, когда он возвращается к своей семье из рынка или (освобождается) от своих дел, — почитать Коран? Ему же будет (записана) за каждую (прочитанную) букву десятикратная награда»[5].

Ибн Аббас отличался красноречием и обладал редкой способностью без труда доносить до людей то, что желал сказать. Его простая, лаконичная и короткая речь была понятна каждому, как ребёнку, так и взрослому, как женщине, так и мужчине.

Абу Уаиль да помилует его Аллах рассказывал:

خطبنا ابن عباس، عليه السلام، وهو على الموسم، فافتتح سورة النور، فجعل يقرأ يفسر، فجعلت أقول: ما رأيت ولا سمعت كلام رجل مثل هذا، ولو سمعته فارس و الروم والترك لأسلمت

«(Однажды) Ибн Аббас дал нам проповедь, и он тогда был руководителем хаджа. Открыв суру ан-Нур, он начал читать и разъяснять её аяты. Услышав его речь, я сказал: «Я никогда не видел и не слышал слов человека, подобного ему. Если бы его услышали персы, римляне и турки, то они непременно приняли бы Ислам»[6].

***

[1] Это предание привели имам ат-Табарани в «аль-Кабир», хафиз Ибн Раджаб в «Джами’ аль-улюм» и хафиз аль-Хейсами, который назвал его достоверным. См. «Маджма’ аз-зауаид», т. 9, с. 340, № 15528.

[2] Сура «ан-Ниса», аят № 82.

[3] Сура «ан-Намль», аяты № 91-92.

[4] См. «Сунан» имама ад-Дарими, № 3379, глава «о достоинстве Корана».

[5] Это похожее предание приводит имам Ибн аль-Мубарак в «аз-Зухд», № 807, стр. 374. Хафиз аль-Байхакы подтвердил его достоверность в своей книге «Шу’б аль-иман», № 2003, в главе «о возвеличивании Корана», см. т. 2, стр. 349.

[6] См. «Сияр а’лям ан-нубаля» имама аз-Захаби, 3/351; «аль-Исти’аб фи ма’рифа аль-асхаб» хафиза Ибн Абдульбарра, 3/68.

 

 

 

بـــــــــــــــــم الله الرحمٰن الرحيم

و به نستعين

Тафсир Ибн Аббаса