Ибн Аббас ﵁ воспитывался в доме лучшего из людей, в доме самого Посланника Аллаха ﷺ, и при его жизни Ибн Аббас постоянно находился рядом с ним, перенимая от него знания и нрав. Однажды Пророк ﷺ положил свою благословенную руку ему на плечо и сказал:
اللهم فقهه في الدين و علمه التأويل
«О Аллах, даруй ему понимание в религии и обучи его толкованию (Корана)!»[1]
Также сообщается, что Пророк ﷺ обнял Ибн Аббаса, прижав его к себе, и воззвал к Господу ﷾ со словами:
اللهم علمه الحكمة و تأويل الكتاب
«О Аллах, обучи его мудрости (Сунне) и толкованию Книги (Корану)!»[2]
За Ибн Аббаса ﵁ взмолился сам Посланник Аллаха ﷺ, мольбы которого не отвергались Аллахом . Поистине, в этом лишь одно из достоинств этого великого и благого сподвижника.
Также Ибн Аббас ﵁ рассказывал:
أجلسني رسول الله صلى الله عليه و آله في حجره و مسح رأسي و دعا لي بالبركة
«Посланник Аллаха посадил меня к себе на колени [или прижал к себе], и погладив мою голову, призвал на меня благословение (чтобы Аллах благословил меня)»[3].
Ибн Умар ﵁ сказал:
دعا النبي صلى الله عليه و آله لعبد الله بن عباس فقال: اللهم بارك فيه
«Пророк молился за Абдуллаха Ибн Аббаса и говорил: “О Аллах, благослови его”»[4].
Также передаётся, что Пророк говорил:
اللهم إني أحب عبد الله بن عباس فأحبه
«О Аллах! Поистине, я люблю Абдуллаха Ибн Аббаса, так полюби же его и Ты!»[5]
Посредством благословенных молитв Пророка ﷺ Абдуллах Ибн Аббас стал большим и выдающимся учёным этой общины, величайшим специалистом в толковании Корана и мудрым наставником. Из-за своих обширных и глубоких знаний Абдуллах получил прозвища «Хабруль-Умма» (учёный всей общины), «Тарджуману-ль-Куръан» (толкователь Корана) и «аль-Бахр» (море), то есть море знаний, как об этом говорил его ученик Муджахид ﵀:
كان ابن عباس يسمى البحر من كثرة علمه
«Ибн Аббас был прозван «аль-Бахр» (море) из-за многочисленности своих знаний»[6].
Сказал Икрима ﵀:
كان ابن عباس في العلم بحرا
«Ибн Аббас был морем в знаниях»[7].
Сказал Ибн Джурайдж:
عن عطاء كان ابن عباس يقال له البحر ، قال وكان عطاء يقول قال البحر وفعل البحر
«Ата говорил: “Ибн Аббаса называли морем [в знаниях]”, и [упоминая Ибн Аббаса] Ата часто говорил: “Море сказало [так-то], море сделало [так-то]”»[8].
Сам Господь направил его к стремлению в получении знаний! И не просто к стремлению, а также к старанию при его получении. Ибн Аббас ﵁ всю свою жизнь посвятил знанию и стремился к нему до конца своих дней. Да направит Всевышний и нас к стремлению и старательному получению этих знаний… Сообщается, что Ибн Аббас ﵁ говорил:
العلم يؤتى و لا يأتى
«Знания сами не приходят, но к ним нужно стремиться»[9].
Поэтому, когда Ибн Аббаса ﵁ спросили: «Как ты достиг этих знаний?», он сказал:
بلسان سؤول وقلب عقول
«Спрашивающим языком и понимающим сердцем»[10].
Смысл этого предания в том, что Ибн Аббас ﵁ задавал вопросы, много спрашивал, уточнял, искал ответы на то, что было неясно. Ведь когда человек задаёт обладателям знания много нужных и грамотных вопросов, то это приводит к тому, что он больше узнаёт и тем самым прибавляет себе знания и понимание…
Также, обращаясь к людям, Ибн Аббас говорил:
سلوني عن التفسير فإن ربي وهب لي لسانا سؤولا وقلبا عقولا
«Спрашивайте меня относительно толкования Корана, ибо поистине, Господь мой даровал мне спрашивающий язык и понимающее сердце»[11].
Ибн Аббас ﵁ был великим толкователем Священного Корана, и об этом свидетельствуют хадисы, переданные от Пророка ﷺ, а также высказывания его сподвижников и многочисленные предания от имамов этой общины, некоторые из которых будут приведены в следующей главе, если позволит Аллах.
[1] См. «Сунан» имама Ибн Маджаха, 1/171, предание № 166.
[2] См. «Муснад» имама Ахмада, 4/225, № 2397. В версиях имама аль-Бухари сообщается, что Пророк ﷺ обнял Ибн Аббаса ﵁ и сказал: «О Аллах, обучи его мудрости», то есть Сунне, и «обучи его Книге», то есть Корану вместе с его толкованием. См. «Сахих аль-Бухари», 5/27, № 3756 и 1/26, № 75.
[3] См. «Тарих Димашк» имама Ибн Асакира, 12/298.
[4] См. «Тарих Димашк» имама Ибн Асакира, 12/299.
[5] См. «Ансаб аль-ашраф» имама Ахмада аль-Балязури (умер в 279 г.х.), т. 4, с. 73.
[6] См. «ат-Табакат» имама Ибн Са’да, 6/332.
[7] См. «Сияр а’лям ан-нубаля» имама аз-Захаби, 3/354.
[8] См. «ат-Табакат» имама Ибн Са’да, 2/266; «Ансаб аль-ашраф», 2/271.
[9] См. «Сувар мин хаят ас-сахаба», стр. № 179.
[10] См. «Фадаиль ас-сахаба» имама Ахмада, т. 2, стр. № 970, предание № 1903.
[11] См. «Ансаб аль-ашраф» имама Ахмада аль-Балязури, т. 4, с. 46.