Несмотря на то, что Ибн Аббас ﵁ был против конфликтов, вражды и смут, он открыто и явно поддерживал повелителя правоверных Али ибн Аби Талиба ﵁. Учёный этой уммы Ибн Аббас ﵁ всячески помогал ему и выступал за него всеми своими силами, потому что Истина, безусловно, была на стороне Али, и Ибн Аббас ﵁, следуя хадисам Посланника Аллаха ﷺ, неукоснительно подчинялся правителю мусульман.
К сожалению, в конфликте между повелителем правоверных Али ибн Аби Талибом и Муавией не все сподвижники приняли сторону Али. Некоторые воздержались от какого-либо участия и не поддержали ни одну из сторон, а некоторые даже присоединились к Муавии.
Абдуллах ибн Умар незадолго до своей смерти говорил:
ما آسى على شيء إلا تركي قتال الفئة الباغية مع علي رضي اللَّه عنه
«Я не жалею ни о чём, кроме того, что я не стал сражаться вместе с Али с несправедливо выступившей группой»[1].
Когда Али ﵁ прибыл в Басру, он поручил Ибн Аббасу управлять этим регионом, и Ибн Аббас был назначен наместником Басры по указу самого повелителя правоверных Али ибн Аби Талиба. Это произошло в 36-ом году хиджры.
Перед своим отъездом из Басры в Куфу Али дал Ибн Аббасу несколько золотых советов, среди которых учёные упоминают следующие слова:
أوصيك بتقوى اللَّه عز وجل والعدل على من ولاك اللَّه أمره، اتسع للناس بوجهك و علمك وحكمك، وإياك والإحن، فإنها تميت القلب والحق، واعلم أن ما قربك من اللَّه بعدك من النار، وما قربك من النار بعدك من اللَّه، واذكر اللَّه كثيرا ولا تكن من الغافلين
«Я завещаю тебе остерегаться (наказания) Аллаха и быть справедливым к тем, чьими делами тебе поручено распоряжаться. Обращайся к людям лицом своим, знанием своим и мудростью своею. И избегай злобы, ибо поистине, она умертвляет сердце и (понимание) истины. Знай [о Ибн Аббас], то, что приближает тебя к Аллаху, отдаляет тебя от Огня [Ада]; а то, что приближает тебя к Огню, отдаляет тебя от Аллаха. Поминай же Аллаха многократно и не будь из (числа) беспечных!»[2]
Абдуллах Ибн Аббас правил Басрой около 4-х лет, до 40 г.х., до самого убийства Али ﵁.[3] Как мы с вами уже знаем, Ибн Аббас ﵁ обладал глубоким пониманием религии и умел изящно толковать Коран. Он был опытным, проницательным и мудрым человеком, а также прекрасным и справедливым правителем, который смог стабилизировать обстановку, привести в порядок регион и восстановить безопасность в своих областях.
При важных случаях Ибн Аббас советовался с Али, отправляя ему письма, когда находился вдали от него. Он сообщал ему о происходящем в областях, и Али также отвечал ему письмами со своими высокими наставлениями. Али ﵁ постоянно напоминал Ибн Аббасу ﵁ о мире Вечном и наставлял его как любимый брат и переживающий друг, искренний наставник и повелитель верующих, да пребудет над ним мир.
Ибн Аббас ﵁ рассказывает:
ما انتفعت بكلام أحد بعد رسول الله صلى الله عليه وعلى آله وسلم كانتفاعي بكتاب كتب به إلي علي بن أبي طالب فانه كتب إلي
أما بعد فان المرء يسوءه فوت ما لم يكن ليدركه ويسره درك ما لم يكن ليفوته فليكن سرورك بما نلت من أمر أخرتك وليكن اسفك على ما فاتك منها وما نلت من دنياك فلا تكثرن به فرحا وما فاتك منها فلا تأس عليه حزنا وليكن همك فيما بعد الموت
«Ничьи слова, кроме слов Посланника Аллаха ﷺ, не оказали мне такой пользы, как то письмо, которое написал мне Али ибн Аби Талиб, да пребудет над ним довольство Аллаха. Он писал мне: “…а затем: поистине, человек расстраивается, упуская то, что не было ему (суждено) получить; и он радуется, обретая то, что не было ему (суждено) упустить. Радуйся же [о Ибн Аббас] тому, что ты обретаешь из дел мира Вечного, и печалься лишь тому, что ты упускаешь из него. А тому, что ты приобретёшь из жизни мирской, не радуйся премного. И не печалься, если что-то потеряешь из неё. Устремись же к тому, что (будет) после смерти”»[4].
Историки отмечают:
وفي أثناء ولاية ابن عباس على البصرة قام بالعديد من الأعمال أهمها ترتيب سجستان – بعد أن قتل واليها علي يد مجموعة من الخوارج، حيث بعث إليها ابن عباس بأمر من على مجموعة من أجناد البصرة تمكنوا من قتل الخوارج فيها وترتيب أمورها وتأمين أهلها سنة ٣٦ هـ
«Во время правления Ибн Аббаса над Басрой он выполнил множество работ, важнейшей из которых было наведение порядка в Сиджистане[5] после того, как был убит его бывший наместник руками хариджитов. Ибн Аббас послал туда по приказу Али целые войска из басрийских солдат, которые сражались с хариджитами и ликвидировали их, установив там порядок и безопасность в 36-ом году хиджры.
كما كان لابن عباس ولأجناد البصرة دور مع علي بن أبي طالب في معركة صفين، كما قام ابن عباس بتنظيم شئون بعض الأقاليم التابعة لو لا يته وعين عليها الأمراء من قبله، حيث وجه إلى فارس زياد بن أبيه فرتبها، واستطاع أن ينظم أمورها ويؤدب أهلها بعد عصيانهم، وفي أيامه غدر أهل اصطخر فقام بغزوهم و تأديبهم
Ибн Аббас и воины Басры сыграли немалую роль также и в сражении при Сыффине вместе с Али ибн Аби Талибом ﵁. Ибн Аббас ﵁ навёл порядок на некоторых территориях, которые находились под управлением бывшего наместника, и назначил там командиров войск. Он сумел стабилизировать положение в регионе и воспитать его жителей после их неповиновения. Когда в дни (правления) Ибн Аббаса жители Истахра нарушили договор, он сражался с ними и подверг их воспитательному наказанию»[6].
[1] См. «аль-Исти’аб фи ма’рифа аль-асхаб» хафиза Ибн Абдульбарра, № 1630, т. 3, с. 83.
[2] См. «аль-Имама уа ас-сияса» имама Ибн Кутейба, стр. 74-75; «аль-Уилая аля аль-бульдан» Абдульазиза аль-Умари, стр. 335.
[3] По мнению других учёных – до 39 г.х. См. «аль-Камиль фи ат-тарих» имама Ибн аль-Асира, т. 3, стр. 252.
[4] См. «Сыфа ас-сафуа» хафиза Ибн аль-Джаузи, стр. № 121.
[5] Обширная область, находящаяся на юго-западе современного Афганистана, и включает восточные приграничные территории современного Ирана.
[6] См. «аль-Камиль фи ат-тарих» имама Ибн аль-Асира, 3/150; «аль-Уилая аля аль-бульдан» Абдульазиза аль-Умари, с. 335; «Сира амир аль-муъминин Али ибн Аби Талиб» Али ас-Салляби, стр. 360.